А девицы-однокурсницы растворились во времени и пространстве. Кроме разве что двух — моей ближайшей подруги Вали Шендриковой и Зиночки Андреевой, она сейчас работает в Малом театре. А Вали и ее супруга режиссера Валерия Рубинчика уже нет в живых.
Папа ни меня, получившую режиссерское образование, ни маму, окончившую ВГИК, никогда не брал на работу в свои картины. В нашей семье протежирование считалось неприличным. Поэтому я самостоятельно сделала карьеру второго режиссера — профессии, с которой когда-то свой путь в кино начинал Георгий Натансон. Я даже в Голливуде поработала.
В начале девяностых с режиссером Леонидом Марягиным мы снимали фильм «Троцкий». У нас работали только русские актеры, но некоторые сцены снимали в Голливуде. Троцкого играл Виктор Сергачев, его жену — Ия Саввина, а Сталина — Евгений Жариков. В Голливуд мы летели через Нью-Йорк. Как ни странно, на «фабрике грез» меня ничто не удивило: техника та же, транспорт тот же — все как в России. Для съемок нам дали старый трамвай на шинах, мы его прицепили к толкачу, который его возил, а внутри были артисты и съемочная группа.
Но кое-что в Америке все же сильно отличалось, а именно отели. Заселили нас в гостиницу в Лос-Анджелесе. Я захожу в уборную и начинаю думать, где же здесь кнопка нажимается, которая спускает воду, но ничего подходящего не вижу. Говорю себе как сыщику: «Марина, ищи, ты же в стольких разных гостиницах побывала...» И сообразила! Там все в кафеле, а одна плитка вы ступает. И только я, довольная собой, вышла — звонок в номер.
— Мань, ко мне зайти можешь? — просит моя ассистентка.
Я говорю:
— Ты что, не знаешь, как спускать?
Она отвечает:
— Именно!
Я зашла к ней, показала. Только в номер вернулась, как телефон стал разрываться — позвонили буквально все члены съемочной группы.
Последние папины годы я жила вместе с ним, мамы не стало в 2005-м. Конечно, мне было непросто с его режиссерским характером, но я привыкла быть «вторым режиссером» и научилась сглаживать углы. А сегодня мне очень не хватает папы: его мудрости, его отеческих советов и его дружбы.
А дружба Натансона и Татьяны Васильевны Дорониной продлилась до конца его дней. Документальный фильм об актрисе «Да здравствует королева, виват!» стал последней работой отца. Натансон был дорогим гостем и участником всех юбилеев и праздников Дорониной. Я часто сопровождала его на эти мероприятия во МХАТ имени Горького. С юности и до сего дня Татьяна Васильевна меня называет Малышкой. «Малышка» уже давно выросла, но этим словом в детстве называл меня папа, а следом и Доронина подхватила. На одном из ее юбилеев я призналась: «Татьяна Васильевна, когда я приезжала в Питер к папе на съемки и жила в гостинице «Европейская», пешком ходила в БДТ смотреть спектакли с вашим участием. Посмотрев «Три сестры», я шла обратно по набережной и всю дорогу рыдала от впечатлений — так вы сыграли Машу. Вы — великая женщина, великий боец и великая актриса!» И все это истинная правда. В 2011 году Татьяна Доронина вышла на сцену Киноцентра на Красной Пресне, чтобы вручить Георгию Натансону в связи с его девяностолетием почетный приз и диплом фестиваля «Московская премьера».