Павел Лунгин. Пари с самим собой

Огромное смирение, которому научился, снимая «Остров», осталось со мной, о чем иногда сожалею,...
Павел Лунгин
Я православный, крещеный, и тема стыда, страдания от совершенного греха, раскаяния, которые мучают человека, мне очень близка
Фото: М. Сибирякова/РИА новости

«Прихожу домой, — вспоминала мама, — с одним желанием: лечь и дать отдых отекшим во время беременности ногам. Вдруг слышу из гостиной незнакомый голос, который почем зря костерит коммунистов. Заглядываю в комнату: муж с неизвестным допивают бутылку водки, и кажется, не первую. Вызываю Семена на кухню: «Ты кого привел?! Он же провокатор!» Спустя короткое время мама и Виктор Платонович подружились, а эпизод с «провокаторством» занял место среди семейных баек.

Некрасов остался в моих воспоминаниях человеком-праздником, совершенно не выносившим рутины и обладавшим огромной внутренней свободой. Он был абсолютно несоветским, неконформным и напоминал старых русских интеллигентов, о которых я читал у Чехова. Его магнетическое обаяние сложно передать словами — можно только почувствовать. О чем бы ни говорил, его хотелось слушать, с ним было все интересно — смотреть кино, пить чай, мастерить. Из командировки в Америку Виктор Платонович привез мне огромную модель корабля «Санта-Мария», на котором плавал Колумб. Несколько недель мы собирали-клеили тысячи деталей — и Некрасов был увлечен этим делом наравне со мной, двенадцатилетним.

Его непокорность проявлялась во всем, в том числе в нелюбви к галстукам. Я никогда не видел Вику в этом, казалось бы, непременном для мужского гардероба аксессуаре и сам ношу рубашки только с расстегнутым воротом. Некрасов укрепил во мне стремление быть свободным и вложил в голову запрет, который по сей день остается во мне на уровне инстинкта: «Не приближайся к власти!»

Сам он следовал этому правилу неукоснительно: спустя несколько месяцев после избрания заместителем председателя правления Союза советских писателей Украины ушел с должности, не пожелав участвовать в кампании против космополитов. Тем не менее большие чиновники не оставляли попыток привлечь автора повести «В окопах Сталинграда», ставшей событием для всей мировой литературы, на свою сторону. Помню, когда Некрасов жил у нас, ему неоднократно звонила Фурцева — приглашала побеседовать, называла время. Виктор Платонович не приходил (даже не собирался), министр звонила снова — а он опять игнорировал встречу. Допускаю, что у Екатерины Алексеевны имелся к писателю и чисто женский интерес. Некрасов был очень красивым, интересным, авантажным. Тонкие благородные черты лица, смуглая кожа делали его похожим на д’Артаньяна, каким тот описан у Дюма, или молодого Жана Маре.

Ему, все дальше дрейфовавшему в сторону диссидентства, жить в советских реалиях было очень тяжело. И он пил, с каждым годом — больше и больше. Я ходил его искать, подбирал в каких-то дворах, и мы бродили по строившемуся тогда Новому Арбату. Виктор Платонович говорил: «Не хочу домой! Старцы нас осудят...» «Старцами» он называл моих родителей.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 16
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая