И в кино я не напрашивалась, пороги киностудий не обивала. Оставила свои фотографии в картотеке «Мосфильма» — все начинающие так делают. А дальше — лотерея. Мне позвонила ассистентка, кажется Карена Шахназарова, и пригласила на пробы. Я поехала. Иду по «Мосфильму», вдруг подходит незнакомая женщина, представляется помощницей другого режиссера — Эдгара Эдуардовича Ходжикяна. Спрашивает:
— Извините, вы актриса?
— Будущая — а пока студентка.
— Очень хорошо! Не могли бы вы сегодня заглянуть к нам, мы ищем героиню, возможно вы нам подойдете.
Так я оказалась в картине Ходжикяна «Без срока давности». Это была моя первая роль в кино — одна из главных.
А вот театр пришлось оставить. Не хочется вдаваться в подробности той некрасивой истории. Прозвучало предложение стать любовницей. «Одно твое да — и выбирай любой театр. Под тебя будут ставить спектакли, давать главные роли!» — сулил человек, обещавший мне свое покровительство. Не буду называть имя, не люблю вываливать грязное белье. Сейчас его уже нет на свете.
Он был старше меня, очень влиятельный и известный. Важная фигура в театральном мире. Я была шокирована, так как относилась к нему с огромным почтением. И не ожидала такого предложения совершенно. Конечно, сказала ему нет, возмутилась: «Как вы можете мне это говорить, я бесконечно уважаю вас и вашу жену!» И осталась без театра...
Двадцать лет после этого не переступала ни порога прежде родной «Щепки», ни Малого театра. Настолько было неприятно и больно после этого случая. Но прошло время, и как-то, проезжая на машине мимо Малого, вдруг подумала: а хорошо, что я туда не попала.
Да, когда-то ко мне по-доброму относились и корифеи, и молодежь. Но одно дело — если ты студентка: приезжаешь, репетируешь в трех спектаклях и уезжаешь, дорожку никому не переходишь. И совсем иное, если становишься полноправной артисткой. Михаила Ивановича Царева тогда уже не было на свете. Мне кажется, после его смерти театр стал другим. С моим характером я бы там не выдержала. Наверное, меня бы «съели».
Зато я начала вовсю сниматься в кино. А потом попала в другой театр, очень хороший, о чем еще расскажу.
Снялась в пяти картинах, играла молодых героинь. И лишь затем — главная роль у Гайдая и всесоюзный успех, к которому не стремилась. Не люблю, когда узнают на улице. Бежишь по своим делам, опаздываешь, и вдруг останавливает какая-нибудь женщина, у которой вагон свободного времени: «Ой, здравствуйте, вы артистка?» Одна такая потребовала: «Ну, давайте рассказывайте, какая у вас там в кино жизнь?!» И попробуй скажи «Извините, тороплюсь» — мигом услышишь: «Ну, понятно — зазналась!» Поэтому всегда старалась прошмыгнуть, чтобы не узнали.