Мое личное мнение, таковым оно было, есть и остается, что комедия — один из самых трудных жанров. Она мало кому удается. От режиссера требуются необычные изыски, а актеру «дурака сыграть» в действительности не так-то просто. Неудивительно, что существует немало пособий многих выдающихся людей, включая Константина Сергеевича Станиславского, рассказывающих о том, как играть комедию. При этом, заметьте, пособий, как играть драму или трагедию, у них что-то нет. Не странно ли, что комедии они отводили особое место в театральном деле?
— Могли бы дать пример комедийной постановки, где и работа режиссера, и игра актера сработали?
— Наверное, тут мы можем скорее говорить про кино, чем про театр, потому что в театре не все зрители все видели. Первый, кто сразу приходит в голову, так это Луи де Фюнес. Или Чарли Чаплин, игравший все свои смешные роли с совершенно серьезным лицом. Из наших же актеров это гениальный Игорь Ильинский, который, с моей точки зрения, поднял комедийную игру на невероятно высокий уровень. Не говоря уже о Фаине Раневской! Почему она просто молчала, хлопала своими щенячьими глазами и на все это можно было смотреть не отрываясь, пока не закончится пленка? Потому что внутри актрисы все это время постоянно шел живой процесс размышлений, переживаний, который отражался на ее лице, ее мимике, в ее глазах, наконец.
— Чем, с вашей точки зрения, хороший артист отличается от плохого?
— Не думаю, что назову какое-то одно, ну, или два-три неких основных качества. По-моему, это все-таки комплекс разных качеств, черт. Но главное — умение думать. Артист, умеющий думать на сцене или в кадре, всегда сильно отличается от остальных своих коллег. Это видно сразу, понятно даже без слов. Как в примере, что я привел, с Фаиной Раневской. Я терпеть не могу слова «органичный», особенно когда его употребляют в отношении актера. Оно в наши дни вообще достаточно модное. Сейчас куда ни кинешь взгляд — в любом магазине, ларьке кассиры, охранники — все органичны. «А что в тебе кроме органики-то?» — хочется спросить.