Сергей Газаров: «Самый страшный приговор любому искусству, это когда оно оставляет человека равнодушным»

«Мне в театре до всего есть дело. Я не только с утра до ночи на репетициях, но и отлично знаю, где...
Серго Кухианидзе
|
01 Марта 2023
Сергей Газаров и Олег Меньшиков
Сергей Газаров и Олег Меньшиков в фильме «Жизнь по лимиту», 1989 год
Фото: Мосфильм-инфо

— Хорошо. Объясните, зачем люди приходят в театр — посмотреть на всех этих загримированных взрослых мужчин и женщин, говорящих часто не своими голосами?

— Чтобы увидеть себя.

— Увидеть себя?

— А что же еще? Театр и создавался по этой причине. Я уже упомянул про первые театры, которые были домашними. А появляться они начали, по сути, лишь потому, что какому-то королю или вельможе пришли в голову идея, желание, чтобы поставили спектакль о его жизни, разыграли ее: «Вот я и моя жена — покажите нас, а мы посмотрим на себя со стороны!» Поверьте, людям очень важен этот взгляд. Уверен, именно это толкает их идти в театр. Именно так, к слову, появляются и любимые актеры. Если вы возьметесь проанализировать, то обнаружите, что ваши любимые артисты — те, кто сходится с вами энергетически. Возможно, вы не стопроцентно похожи. Возможно, вам только хотелось бы таким быть. Но как бы то ни было, ваш любимый актер — это всегда человек не чужого вам круга.

— Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я хочу, чтобы зритель, выходя из моего театра...»

Сергей Газаров и Армен Джигарханян
«Когда Армен Борисович говорит, что, играя в «Красной Шапочке» медведя, на самом деле он играл короля Лира, я абсолютно его понимаю, и как специалист по этой же части, и просто как коллега. А как иначе?» Сергей Газаров и Армен Джигарханян в фильме «Испанская актриса для русского министра», 1990 год
Фото: Мосфильм-инфо

— ...не остался равнодушным к тому, что он увидел. Если ему все понравилось — прекрасно. Если нет, это тоже нормальная реакция, рабочая, деловая. Причем добавлю — реакция на увиденное может случиться во время спектакля, а может посетить вас через два дня после него, самое плохое — если реакции вовсе не было. Если зритель пришел в театр, посмотрел спектакль и ничего внутри не екнуло, это означает одно: он не увидел себя в этом спектакле. Если бы увидел в нем себя со стороны, это не могло бы не задеть. Когда задело — начинается сложный внутренний процесс согласия или несогласия с персонажами... В этом великая сила искусства. Глубоко убежден, что самый страшный приговор любому искусству, это когда оно оставляет человека равнодушным.

— Большинство спектаклей в Театре сатиры по традиции комедийные, сатирические. В этом была суть данного театра, созданного в 1924 году. При этом считается, что комедийные роли не требуют особых затрат от актеров. Во времена Александра Островского, в XIX веке, даже говорили, чего, мол, там особо сложного, «дураков-то играть»...

— Мне знакома эта версия. Более того, я знаю, что очень многие серьезные и уважаемые люди, авторитетные критики, именно так и относятся к комедии. В принципе, подход такой объясним. Он складывался на протяжении всей истории театра, когда комедия считалась чем-то малозначительным, второстепенным. Возьмем даже того же Александра Островского, его знаменитую пьесу «Лес», где актер-трагик Несчастливцев прямо говорит своему коллеге-комику Счастливцеву, мол, я трагик, а ты-то кто, шут гороховый!

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Подпишись на наш канал в Telegram
Хочу похудеть, но еда соблазняет
Как сдержаться за праздничным столом и в ресторанах.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог