После объявления результатов фестиваля за мной начали охотиться журналисты. Куда бы я ни пошла, везде они. Даже на пляже. Прихожу — вдруг приехала огромная машина, оттуда выскочили фотокорреспонденты, стали вокруг меня бегать: «Натали, Натали!»
Хотя на мне был очень красивый белый купальник, я застеснялась и испугалась — легла на лежак, накрылась с головой махровой простыней и застыла.
Со мной на пляже был друг нашей семьи Джефри. Он американец, но русского происхождения — племянник Константина Станиславского, крестный нашего с Андреем Сергеевичем сына Егора. Джефри прилетел специально в Венецию меня поздравить, подарил золотой браслет.
И он говорит журналистам: «Идите сюда, я вам сейчас про нее все расскажу». И они побежали к нему.
Такая высокая планка была взята, что потом думаешь: как бы мне не опозориться в следующих работах. А не всегда хороший материал предлагают, не всегда хороший режиссер. И потом, многие режиссеры даже побаивались меня приглашать, коллеги передавали их слова: «Ну она же звезда, у нее «Кубок Вольпи». Хотя я с удовольствием согласилась бы играть. Так что мировая слава — это палка о двух концах.
— А с завистью коллег приходилось сталкиваться?
— В Москве все артисты ко мне очень хорошо относились и относятся. А вот в Казахстане артистки очень недолюбливали. Однажды одна казахская актриса сказала с обидой во всеуслышание, что, мол, только если Аринбасарова отказывается от роли, тогда режиссеры начинают рассматривать каких-то других казахских актрис. До этого я отдала ей главную роль в фильме, сценарий которого автор написал персонально под меня.
И я стала отказываться от предложений с «Казахфильма», говорила, вы сначала попробуйте актрис, которые живут в Казахстане.
В Москве после нашего с Кончаловским возвращения из Венеции шли бесконечные интервью, обо мне много писали. И даже когда я поступила во ВГИК, помню, туда приехала телевизионная бригада. Журналисты попросили Сергея Аполлинариевича Герасимова:
— Мы приехали снять Наташу, рассказать о том, как она поступила во ВГИК. Можете с ней сняться?
И он, посмеиваясь, говорит:
— Ну конечно, могу.
Как мне повезло с педагогами в хореографическом, так же повезло и во ВГИКе.
Наши мастера Сергей Аполлинариевич Герасимов и Тамара Федоровна Макарова учили нас не только профессии, но и воспитывали. Я на всю жизнь запомнила наставления Герасимова касательно выбора роли, он говорил так: «Когда вам что-то предлагают, то всегда сначала задайтесь вопросом, во имя чего вы будете творить. Если будете об этом думать, то вы никогда не ошибетесь. Если роль не нравится, то не стесняйтесь отказываться. А если роль чему-то хорошему учит, что-то привносит в вашу жизнь, то нужно соглашаться и работать».
Тамара Федоровна девочек учила манерам: как за столом себя вести, как правильно столовыми приборами пользоваться. Наставляла: «Представляете, приезжаете вы за границу и попадаете на торжественный прием. Тарелки стоят, рядом целый ряд приборов, тут важно не запутаться. Люди из Советского Союза должны оставлять о себе приятные впечатления. Должны показывать, что мы владеем в том числе и правилами этикета».
Когда мы снимали фильм «У озера», то около двух месяцев жили на Байкале. Сценарий к этой картине Сергей Аполлинариевич написал специально для всего нашего курса и задействовал всех. Я сыграла балерину Катю Олзоеву.
На съемках мастер довольно часто сам готовил. И приглашал нас всех на ужин. Когда в самый первый раз пригласил, то я пораньше прибежала — помочь.
Герасимов отказался от помощи, велел: «Стой и смотри, я все буду делать сам».
Он очень любил готовить. Его знаменитые «герасимовские пельмени» известны сейчас по всему миру, во многих странах есть такое блюдо в ресторанах — «Пельмени по-герасимовски». Каким-то непостижимым образом рецепт разлетелся и даже сохранилась отсылка к первоисточнику.