Валерий Фокин: «Я жду особенного зрителя и рассчитываю на него!»

Обладатель премии «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства,...
Марина Порк
|
01 Января 2023
Спектакль «Швейк. Возвращение»
«Несколько лет назад я поставил «Швейк. Возвращение». Некоторым зрителям спектакль тогда не понравился: не смешно, почему Швейк не такой, как мы привыкли, не сыплет анекдотами?» Спектакль «Швейк. Возвращение», премьера в 2018 году
Фото: Владимир Постнов/Пресс-служба Александринского театра

Легендарная завлит «Современника» Елизавета Исааковна Котова сразу выдала мне несколько абсолютно современных, острых пьес, которые еще не были залитованы, не прошли цензуру. Но когда прочитал пьесу Рощина «Валентин и Валентина», прекратил поиски: она была про меня, про молодого человека, любовные отношения, свидания в подъезде, современных Ромео и Джульетту. Я сказал: «Да, это то, что я хочу поставить».

— Кажется, Константин Райкин играл во всех ваших спектаклях. Мне особенно запомнилось, как пронзительно исполнил заглавную роль в «Лоренцаччо». Какой он? Почему вам интересно было с ним работать?

— Он уже поменялся, как и я, он человек немолодой. А тогда подкупал прежде всего актерской искренностью, был пластичным, танцевальным, гибким. Он очень хорошо освоил психологическую технику, школу «Современника», мог играть разные роли. Такие артисты, как он и Женя Миронов, уникальные, их мало. Ну а потом все-таки я с ним знаком со школьной скамьи, он понимал меня с полуслова, и я его. Даже сейчас, когда репетируем что-то вместе после большого перерыва, такое ощущение, что мы только вчера расстались, ему не надо говорить лишних слов.

— Помогала ли вам Галина Борисовна Волчек?

— Конечно. Особенно когда спектакль не получался исключительно по моей вине как режиссера. Немного помогала на первом спектакле «Валентин и Валентина» и довольно подробно на втором, по пьесе Володина «С любимыми не расставайтесь». Она приходила, садилась в зрительный зал, что-то советовала, учила. Это те уроки, которые нельзя получить в институте. Мне было трудно, тяжело, это било по самолюбию, но воспитывало меня как молодого режиссера, для меня это оказалось очень важным.

— А как вела себя главный режиссер «Современника», когда вы поменялись ролями?

— Она играла у меня в «Ревизоре», в драме «Кто боится Вирджинии Вульф?». Как актриса была не просто послушна, а абсолютно доверчива, выполняла все, что я требовал.

— У вас с Волчек есть потрясающая совместная работа — сериал по Диккенсу «Домби и сын». Как это снималось?

— На телевидении все работали четко, там мало времени, там особо не разгуляешься, не покапризничаешь. Ну и материал был хороший. И присутствие Волчек тоже играло свою роль — когда главный режиссер снимается вместе с тобой, надо соответствовать. Все складывалось прекрасно. Там снимался замечательный актерский ансамбль: Гафт, Вертинская, Неелова, Райкин... Для меня это был первый важный опыт телевизионной работы. Волчек мне доверяла, говорила: «Давай, снимай сам, я пошла на площадку». Она всегда мне помогала и доверяла.

— Неужели творческая жизнь ни разу не столкнула с актером с тяжелым характером?

— Тяжелые артисты мне попадались, конечно, но что под этим понимать?

— Прежде всего завышенные амбиции...

— У них у всех завышенные амбиции, если они звездные и крупные артисты. Мы вместе с гениальным Олегом Павловичем Табаковым сделали много работ. И вот во время репетиции я делаю замечания каждому, и ему тоже, поскольку он играет главную роль, и в какой-то момент понимаю, что он их не воспринимает. Могу высказывать ему миллион пожеланий, но он их не слышит. Тогда я сообразил, как надо действовать. Делал замечания артистам, затем всех отпускал и только потом начинал разговаривать с Табаковым один на один: «Все прекрасно, и это здорово, и то, хотелось бы только...» Вот тогда он меня слушал. Как такое назвать? Конечно, проявлением самолюбия артиста, его амбициозности. Но это надо понять и принять. В конце концов я решил: важен результат, важно, какой спектакль должен получиться. Ты можешь сколько угодно обижаться на артиста за его поведение, это делу не поможет. Тем более Табаков — прекрасный, крупный артист. Какие вообще тут могут быть разговоры? Я очень легко пошел на его условия, и мы с ним плодотворно работали. Потом он, правда, привык, что я обсуждаю с ним роль наедине, и не хотел вообще ничего слышать при всех. Ну что тут поделаешь?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Подпишись на наш канал в Telegram
Китайский гороскоп на май 2024 года
«6 мая по китайскому календарю наступает первый месяц лета, которым будет управлять Земляная (Коричневая) Змея. Май открывает возможность небольшой эмоциональной передышки в 2024 году. Это период, когда следует успокоить свой ум и сбалансировать скорость своей жизни», — говорит практикующий астролог Ба-Цзы, создатель школы китайской астрологии, мастер фэншуй и тетапрактик Наталия Гурьянова.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог