Бывает, выходишь из театра, а у служебного входа ждут зрители и благодарят за спектакль. Приятно? Конечно. Что же до такого понятия, как институт критики, то он давно ушел. Нет настоящих профессионалов, которые могли бы полноценно разобрать постановку. Чаще всего это репортеры, которые описывают спектакль, оценивая, кто хорошо, с их точки зрения, играет, а кто не очень. Петр Фоменко говорил: «Не спрашивайте, о чем мы будем играть, придут критики и все напишут».
— Давайте немного поговорим о вашей семье. Жена Елена Дунаева — доктор искусствоведения, профессор, помощник художественного руководителя по творческим вопросам в Театре Вахтангова. Трудно двум творческим людям в одной лодке?
— Мы дома вообще ни о чем профессиональном не разговариваем. Однажды с Леной какой-то подобный разговор завели, и он закончился скандалом. Пришлось наложить табу на подобные темы. Дочери приходят на мои спектакли, одна скажет, мол, молодец, все понравилось, другая — что ей не очень... Ну и ладно.
— Есть такой стереотип: не выходите, девушки, за актеров, они слишком импульсивны. Насколько с вами легко в быту?
— Поругаемся с дочерью по какому-то поводу, она выйдет из квартиры и тут же шлет СМС: «Папочка, не волнуйся, я тебя очень люблю». Ну и все. Или говорю кому-то из дочерей:
— У тебя холодное пальто.
А она в ответ:
— Зачем ты ругаешься? Я же пришла к тебе в гости. Ты зануда!
— Саша, старшая, стала искусствоведом?
— Да, защитила кандидатскую диссертацию по организации театрального дела. Горжусь ею, она большая умница, разрабатывает новый курс по этой теме, пишет киносценарии. Сняла короткометражную картину как режиссер, получилось приличное кино.
Младшая — Ася — окончила продюсерский факультет ГИТИСа, поступила в Электротеатр Станиславский. Юхананов ей сказал, когда была у него помощником: «Ася, ты мыслишь как режиссер». Слова запали, дочь решила поступить на режиссерский факультет, отправилась в Италию какие-то маски изучать. Ей понравился итальянский язык, она его выучила. Когда вернулась в Москву, у нас репетировал итальянец, и ее позвали работать на спектакле переводчиком. Однажды режиссер искал артистку на роль моей дочери и заметил Асе:
— Мне нужна такая вот, как ты, чуть похожая на Князева.
Она ответила:
— Это же мой папа!
Так Ася стала актрисой. А потом поставила у нас два спектакля — «Волшебный театр Андерсена» и «С художника спросится», о Вахтангове и Сулержицком, который сделал биографию Вахтангова. Когда шел на эту постановку, так боялся! Раздумывал, что делать, если не понравится. А мне понравилось.