Петр Фоменко
актер, педагог, режиссер театра и кино
Петр Фоменко
Фото:
Петр Фоменко
актер, педагог, режиссер театра и кино
Полное имя: Петр Наумович Фоменко
Дата рождения: 13.07.1932
Место рождения: г. Москва (Россия)
Дата смерти: 09.08.2012 (80 лет)
Знак зодиака: Рак
Новости со звездой: 10

Биография

Петр Наумович Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве, в интеллигентной семье. Он учился в московской школе №9, очень увлекался спортом (занимался футболом, теннисом, хоккеем с мячом и хоккеем с шайбой). Его мама прививала сыну любовь к литературе, музыке и театру.

В школьные годы (1940-е) Петр учился в музыкальной школе имени Гнесиных (занятия не прерывались даже во время войны), затем окончил Музыкальное училище им. М.М. Ипполитова-Иванова по классу скрипки. В 1950 году он поступил на актерский факультет в Школу-студию МХАТ (один из учителей — засл.артист РСФСР Борис Ильич Вершилов, коллега Евг.Вахтангова).

Однако, он не смог выдерживать строгость академической ремесленной школы и быстро стал «одаренным изгоем», был отчислен с 3-го курса и завершил свое первое высшее образование в 1955 году на филологическом факультете Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. Вместе с Фоменко учились будущие писатели и барды Ю. И. Визбор, Ю. Ч. Ким, писатель Ю. И. Коваль.

Удивительная творческая атмосфера этого вуза сподвигла юношу начать ставить студенческие «капустники», спектакли (в т.ч. «Каменный гость» А.С. Пушкина), после окончания института он поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (руководитель курса Николай Михайловичй Горчаков, мастера курса — актер и режиссер Нар. арт. СССР Николай Павлович Охлопков и выдающийся режиссер, Герой Соцтруда Андрей Александрович Гончаров).

Первые театральные спектакли П. Фоменко — драма «Беспокойное наследство» К. Финна (Московский драматический театр, ныне — Театр на Малой Бронной, 1958), «Иркутская история» А. Н. Арбузова (Театр-студия «Металлург», 1959). Его дипломный спектакль — «Проводы белых ночей» В. Ф. Пановой (ГИТИС, 1960).

Окончив ГИТИС в 1961 году, Фоменко около 10 лет ставил спектакли как приглашенный режиссер - «Один год» (по роману Ю. П. Германа), «Как вам это понравится» У. Шекспира (1961 -1968) в МДТ, Москва; «Микрорайон» по роману Л. В. Карелина (1962) «Дознание» П. Вайса (1967) в Московском театре драмы и комедии (ныне - Театр на Таганке), «Король Матиуш I» по Я. Корчаку (ЦДТ — ныне РАМТ, 1964), «Татьянин день» Д. Урнова в Театре-студии МГУ «Ленинские горы» (1969) и др. Первый большой и весьма скандальный успех пришел к режиссеру со спектаклями «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (Московский академический театр им. Вл. Маяковского, 50 аншлагов, затем закрыт, 1966) и «Новая Мистерия-Буфф» по В. Маяковскому (Театр Ленсовета, не допущен до премьеры, 1969). Эти авангардистские и абсурдистские, яркие постановки, где режиссер недвусмысленно издевался над политическими и общественными реалиями конца хрущевской «оттепели» вызвали его конфликт с чиновниками от искусства, которые закрыли молодому режиссеру карьеру на ведущих сценах столицы. Фоменко работал на телевидении, давал частные уроки как словесник, ставил спектакли в драмкружках, студиях.

В 1970-1971 годах он работал в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова («Свой остров» Р. А. Каугвера, «Дорога цветов» В. П. Катаева).

С 1972 года Петр Фоменко был ведущим режиссером Театра Ленсовета (Ленинград), среди его спектаклей - «Этот милый старый дом» А. Н. Арбузова (1972), «Троянской войны не будет» Ж. Жироду (1973), «Старый Новый год» М. М. Рощина (1974), «Лес» А. Н. Островского (1978), «Свадьба. Юбилей» по А. П. Чехову (1979), «Тёркин-Тёркин» А. Т. Твардовского (1980), «Сказка Арденского леса» Ю. Ч. Кима по пьесе У. Шекспира «Как вам это понравится» (1981).

По словам Сергея Женовача он «ставил потрясающие, изумительные спектакли, переворачивающие наше представление о театре», он был известен и уважаем коллегами и театральной публикой, но из-за постоянных конфликтов с партийным руководством Ленинграда («нессответствие репертуарной политике») в 1981 году был выдавлен из театра.

Во вт. пол. 1970-х Фоменко поставил успешные спектакли в московских театрах — Центральном театре Советской Армии ( «Экзамены никогда не кончаются» по Э.де Филиппо, 1976)  и в Малом театре ( «Любовь Яровая» К. А. Тренёва, 1977). Также он работал в Польше (Театр Польски, Вроцлав, в 1979 присвоено звание засл. деят. культуры Польши).

С нач. 1980-х Петр Фоменко жил и работал в Москве. Он поставил спектакли в Театре Маяковского («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, 1985), в Театре им. Евг. Вахтангова ( «Дело» А. В. Сухово-Кобылина, 1989).

Главным его делом в этот период стала педагогика: с 1981 по 2001 год он преподавал в ГИТИСе (педагог в мастерской О.Я. Ремеза, затем профессор), подготовил три выпуска актеров (1993, 1997, 2001). Среди его учеников — Сергей Пускепалис, Миндаугас Карбаускис, Галина Тюнина, Марина Глуховская. Курс набора 1988 года стал «звездным» курсом ГИТИСа: Петр Наумович и педагоги курса (С.В. Женовач, Е.Б. Каменькович и др.) вырастили из своих студентов уникальное актерское сообщество «фоменок».

Уже студенческие и выпускные спектакли актерской школы «фоменок» стали в нач. 1990-х событиями культурной жизни. «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Владимир III степени» по Н.В. Гоголю, «Приключение» М.И. Цветаевой были признаны не только российской, но и мировой публикой, были участниками и получали награды крупнейших театральных фестивалей. Курс 1993 года почти в полном составе стал новой театральной труппой, молодой театр мгновенно стал культовым театром.

За 20 лет своего существования мастерская, театр-студия, а ныне Московский театр «Мастерская П. Фоменко» стал одним из самых известных и титулованных театров России (Государственные премии РФ, Премии мэра Москвы, все профессиональные премии). Репертуарный театр, в котором играют преимущественно «серьезную» классику с постоянным аншлагом, а его актеры, не особенно часто снимаясь в кино, широко известны: Полина Агуреева, Полина и Ксения Кутеповы, Галина Тюнина, Юрий Степанов, Евгений Цыганов, Ирина Пегова, Илья Любимов, Мария Андреева, Ирина Горбачева,Мадлен Джабраилова, Карэн Бадалов, Павел Баршак, Никита Зверев, Кирилл Пирогов, Никита Тюнин, Людмила Аринина, Полина Медведева и др. Много играла в спектаклях Фоменко и нар.арт.России Людмила Васильевна Максакова.

Петр Фоменко стал одним из авторитетнейших театральных деятелей новой России.
Спектакли П.Н. Фоменко в 1990-х-2000-х уже вошли в историю отечественного театра как шедевры: «Борис Годунов» (1984), «Пиковая дама» (1988) «Египетские ночи» (2002), «Триптих» по А. С. Пушкину (2009); «Игроки» (1986), «Он был титулярный советник» (2004), «Чичиков. Мертвые души, том второй» по Н.В. Гоголю (1998); «Волки и овцы» (1992) и «Бесприданница» по А. Н. Островскому (2008); «Семейное счастие» (2000) и «Война и мир. Начало романа. Сцены» по Л. Н. Толстому (2001); «Безумная из Шайо» Ж. Жироду, (2001); «Сказка Арденского леса» Ю. Ч. Кима/У. Шекспира, (2008); «Свадьба» по А. П. Чехову, (1996); «Одна абсолютно счастливая деревня» по Б. Б. Вахтину, (2000); «Театральный роман (Записки покойника)» по М. А. Булгакову (2012) и др. «Визитной карточкой» театра Фоменко стали спектакли «Три сестры» А. П. Чехова (с 2004) и «Таня-Таня» О. Мухиной (с 1996).

Известными спектаклями Фоменко также были «Калигула» А. Камю (Театр им. Моссовет, 1990), «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка (Театр «Сатирикон», 1994), «Лес» А. Н. Островского (театр Comédie-Française, Париж, 2003). Всего режиссером были поставлены более 60 спектаклей.
В кино Фоменко начал работать с сер. 1970-х, он снял довольно известный мини-сериал , военную драму «На всю оставшуюся жизнь» по повести В.Пановой (1975) и мелодраму «Почти смешная история» (1977). Также он снял выдающиеся авторские экранизации - телепьесы по русской и советской классике — «Детство. Отрочество. Юность» по Л. Н. Толстому (1973), «Любовь Яровая» по К. А. Тренёву (1981), «Этот милый старый дом» по А. Н. Арбузову (1983), «Повести Белкина. Выстрел» (1981), «Повести Белкина. Метель» (1984), «Повести Белкина: Гробовщик» (1990) и «Пиковая дама» (1985) А. С. Пушкина; спектакли «Мастерской П.Фоменко» — «Триптих» по А.С.Пушкину (2012), «Таня-Таня» О.Мухиной (2001).

Как актера Петра Фоменко можно увидеть в картинах «Поездки на старом автомобиле» (реж.П. Фоменко, роль актера Пети, 1987) и «Чёрный монах» (реж.И. Дыховичный, роль Песоцкого, 1988). Фоменко также всегда принимал участие в работе над сценариями фильмов, был соавтором художников-оформителей своих спектаклей и фильмов.

Петр Наумович Фоменко ушел из жизни 9 августа 2012 года, вскоре после своего 80-летия (диабет, осложнения на сердце), в год 20-летия своего театра. Он похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

О режиссере и его театре сняты документальные фильмы и передачи — «Семейное счастье Петра Фоменко» (Первый канал, 2014), «Театральная летопись. Петр Фоменко» (реж. О. Корвяков, 2011), «Силуэты. Петр Фоменко» (канал «Культура», 2013), «Театр Петра Фоменко, репетиции в 40 мгновениях» (текст читает Л. Максакова, 2010) и др.

Годы жизни: 13.07.1932 — 09.08.2012

Семья

Первая супруга — Лали Давидовна Бадридзе, театральная художница, художник-постановщик, сотрудница Театрального музея им. А.А.Бахрушина.
Вторая супруга — Майя Тупикова, театральная актриса (вместе с сер. 1960-х, брак с сер.1970-х)
Пасынок — Андрей Тупиков, театральный режиссер (1955), сын М. Тупиковой и петербургского актера Л.Е. Леонидова, воспитывался в семье Фоменко.
Третья супруга (гражданский брак) — Аудроне Гирдзияускайте, литовский театровед, критик, писательница (вместе в п. пол. 1960-х)
Сын — Андрис (родился в п. пол. 1960-х)
Внучки (дочери Андриса) — Мария (1987), Анна (1989)

Звания

▪ Заслуженный деятель культуры Польши (1979)
▪ Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987)
▪ Народный артист РФ (1993)

Награды

▪ Золотая медаль имени А. Д. Попова Центрального театра Советской Армии, Москва (режиссер спектакля «Экзамены никогда не кончаются», 1978) 
▪ Премия «Гвоздь сезона» Союза театральных деятелей РФ, в рамках фестиваля «Московские сезоны» (спектакль «Без вины виноватые», сезон 1992—1993)
▪ Премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа режиссера» (спектакль «Великолепный рогоносец», Театр сатиры, 1995)
▪ Первая театральная премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссура» (1993 - спектакли «Без вины виноватые», Театр им. Евг. Вахтангова и «Волки и овцы», РАТИ; 1996 - спектакль «Пиковая дама», Театр им. Евг. Вахтангова)
▪ Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007) 
▪ Международная Премия Станиславского, Международного театрального фестиваля «Сезон Станиславского», дважды лауреат (спектакль «Пиковая дама», сезон 1995-1996; спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня», сезон 1999—2000)
▪ Трижды лауреат Государственной премии РФ в области театрального искусства (спектакль «Без вины виноватые», 1994; за создание Московского театра «Мастерская П. Фоменко», 1997; как режиссер спектаклей «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие», «Война и мир. Начало романа. Сцены», 2001)
▪ Российская премия поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф» (2001)
▪ Премия им. Г. А. Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», Санкт-Петербург (первый лауреат, 2001)
▪ Театральная премия «Чайка» в почётной номинации «Патриарх» (2002)
▪ Премия председателя Союза театральных деятелей РФ (сезон 2002—2003)

▪ Премия Президента РФ в области литературы и искусства «За выдающийся творческий и научный вклад в художественную культуру России» (2003)
▪ Командор Ордена искусств и литературы/Ordre des Arts et des Lettres, Франция (2005)
▪ Премии «Золотая Маска» в номинации «Работа режиссера» (спектакль «Война и мир. Начало романа», 2002; спектакль «Три сестры», 2006)
▪ Зрительские интернет-премии «ЖЖивой театр» в номинации «Режиссура: Мэтры» (спектакль «Бесприданница», 2009; спектакль «Триптих», 2010)

Фотографии