Семен Файбисович. Не такой, как надо

Я принадлежу, безусловно, к современному искусству, но всегда существовал сам по себе. Мои картины...
Ирина Кравченко
|
01 Января 2022
«Куклы», 2020 год
«Куклы», 2020 год. Из проекта «Новый мир»
Фото: из архива С. Файбисовича

— Неужели не брали в руки кисти?

— С 1995 по 2007 год, двенадцать лет, ни разу. Вполне увлекся литературой — и текстами для периодических изданий, и прозой. Это наполняло существование новыми смыслами. Уже перестал считать себя художником, но в 2006-м внутри опять что-то зашевелилось: в восьмидесятые я писал портрет советской эпохи, а тут по ощущению образовалось новое общество, оформилось лицо новой эпохи, и вновь потянуло взяться теперь уже за его портрет. Захотелось понять и выразить, чем эта страна отличается от прежней, ушедшей, а в чем сходна с ней — типа устроить перекличку эпохам. И я вернулся в живопись.

Снова встал к станку весной 2007-го, а осенью случился аукцион Phillips de Pury, который еще раз перевернул мою жизнь. На нем выставили собрание советского андерграунда нью-йоркского коллекционера, который покупал в конце восьмидесятых у Филлис Кайнд картины, в том числе и мои. Тогда они стоили от двенадцати до пятнадцати тысяч долларов, а тут первая же ушла более чем за сто тысяч, вторая — за шестьсот пятьдесят тысяч. Это была сенсация аукциона, и на следующее утро я проснулся знаменитым.

Почти из всех западных частных коллекций, в которых находились мои картины — в российских их на тот момент было крайне мало, они начали вываливаться на мировые аукционы, включая Sotheby’s и Christie’s. Еще несколько вещей ушло за шестьсот тысяч и дороже. На этой волне образовался интерес коллекционеров и к новому проекту, с которым я вернулся в живопись. Иные критики опять встрепенулись и начали намекать — обойти молчанием новую реальность было трудно, — что Файбисович вернулся на волне успеха, чтобы деньгу зашибать. Но мне теперь было совсем наплевать на них.

— Вы что-то получали от продаж на аукционах?

— В основном нет, не я же продавал. Но по тогдашним британским законам (все главные аукционы — лондонские) автору полагалось до четырех процентов от суммы продажи. Нашелся человек в Англии, который помогал мне эти деньги взимать. Из-за «оборота» выходило прилично, и я на эти проценты содержал сына, который учился в Лондонской школе экономики. Потом проценты платить перестали: русских художников исключили из списка, поскольку в России тогда не было симметричных законов. Но в течение нескольких месяцев смели и те работы, которые еще оставались у меня, и новые охотно покупали. С тех пор я больше не испытывал финансовых затруднений.

— А что за портрет новой русской эпохи вы стали писать?

— У меня всегда была потребность говорить со временем на его языке, поэтому я вернулся к живописи не только с новой темой, но и с другим технологическим арсеналом. Все началось с того, что два художника придумали проект «Мобилография» — как раз появились мобильные телефоны с фотокамерами и крошечными экранчиками ничтожного разрешения. Те художники пригласили несколько других, в том числе и меня, раздали нам мобильники и сказали: «Снимайте что хотите, а мы потом ваши снимки увеличим и сделаем выставку». Я тогда первый раз взял в руки этот гаджет и еще долго пользовался им только как фотоаппаратом.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая