Полная версия сайта

Наталия Атаманова. Вкус жизни

В 1955 году папа решил снимать «Снежную королеву». Эта картина собрала огромное количество наград и долгое время считалась самым известным в мире советским мультфильмом.

Лев Атаманов с семьей
AD

Кстати, он много работал с отцом, а потом стал режиссером, сняв в числе прочих фильм «Необыкновенный матч». В самом начале войны, когда студию еще не эвакуировали, семья Дёжкиных попала под бомбежку. Борис Петрович накрыл телом жену, а самого его ранило, выбило глаз.

Как-то Дёжкин торопился на студию. Возможно, ехал из ресторана ВТО, где был завсегдатаем: любил пропустить рюмочку, закусив пожарской котлетой. Доехал, сунулся по карманам, а кошелька нет. «Погодите, сейчас вынесу деньги», — пообещал водителю и скрылся в подъезде. Таксист остался ждать. А пассажира нет и нет. Наконец появляется. Но... преспокойно направляется в противоположную сторону! Таксист, естественно, выскакивает и с воплем «Гражданин, стойте!» накидывается на... совершенно безвинного художника Винокурова. Тот тоже был ранен и тоже носил на глазу повязку, вот шофер и обознался. А Дёжкин просто закрутился на студии и забыл о долге.

В интервью с его вдовой я прочла другую историю. Будто бы однажды Дёжкин, Винокуров, Перч Саркисян и мультипликатор Владимир Соболев — у последних были покалечены ноги — шли по Каляевской. Навстречу — бабка. Всплеснула руками и говорит: «Сынки, неужели ремонт обуви закрылся?» В послевоенные годы в таких обувных мастерских работали преимущественно инвалиды. На студии трудилось много бывших фронтовиков, и ко многим война была особенно немилосердна...

Наверное, на студии существовала некая соревновательность. Там, где каждый второй — творец, невозможно этого избежать. Леля Шварцман вспоминает: «При всей разности характеров, темпераментов, при спорах, порой весьма бурных, все-таки обстановка была дружественная. Что греха таить, случалось, и выпивали на работе, и в шахматы играли. Но это не мешало делу, а скорее сближало и объединяло».

Папину доброжелательность ценили, это все отмечают. Долгие годы он являлся председателем художественного совета «Союзмультфильма». Знаменитый Юрий Норштейн с благодарностью рассказывает, как худсовет спасал его картины: «До сих пор помню слова Льва Константиновича по поводу «Сказки сказок» — «Мы должны помочь режиссеру и группе завершить фильм. Сегодня мы стали свидетелями небывалой мультипликации!» А тогда, в 1979 году, даже директор студии не смел пойти против худсовета.

Но несмотря на заслуженный авторитет, Лев Константинович нисколько не забронзовел. Скорее всего благодаря присущей ему самоиронии. Папу всерьез называли классиком, а он смеялся: «Это просто игра в классики». Однажды приехавшие на студию иностранные мультипликаторы с удивлением наблюдали за солидным человеком в костюме и галстуке, который лихо съезжал по перилам. Узнав, что это — «тот самый Атаманов», и вовсе опешили.

AD
Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




КОММЕНТАРИИ

  • 27.06.2018 22:03
    Прочла на одном дыхании. Замечательная статья

  • 28.06.2018 19:49
    Лучший материал номера! Я работаю с детьми и с радостью отмечаю, что многие воспитываются на наших советских мультфильмах, предпочитая их всякой дребедени! И рассказы Иосифа Дика тоже детям читаю. Отличные рассказы! Детям нравятся, что бы там не вещало руководство на тему "дети сейчас растут не на сказках,а на информационных технологиях, отходите от всей этой старинки"... Не все так плохо с подрастающим поколением!
  • Аватар

    04.07.2018 02:15
    Розетка-1936, а мне даже кажется, что это не советское или несоветское общество, что это свойство национальной культуры и никогда не исчезнет. Оно сидит в генах. Идёт временное заболевание, но оно пройдёт.

  • #createdAt#
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение


    Загрузка...

    Войти как пользователь

    Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    или