Полная версия сайта

Наталия Атаманова. Вкус жизни

В 1955 году папа решил снимать «Снежную королеву». Эта картина собрала огромное количество наград и долгое время считалась самым известным в мире советским мультфильмом.

Кадр из мультфильма «Снежная королева»
AD

Первую международную награду «Снежная королева» получила на Венецианском детском кинофестивале в 1957 году. Получать заграничные призы чаще ездили не художники, а чиновники, и это известие застало нас с родителями на море.

Помню, когда прочли телеграмму о награждении, я начала скакать по пляжу: «Ура! Теперь нам точно дадут квартиру!» Однако отдельную жилплощадь мы получили только в 1960-м, в доме для работников студии у ВДНХ. Отцу в тот момент было уже пятьдесят пять. Надо заметить: фестивальный и прокатный успех картин на материальном благополучии их создателей никак не отражался.

Потом у «Снежной королевы» было много побед. Про один итальянский приз — стеклянный сосуд, наполненный специальной жидкостью, а внутри — живые розы, как те, что росли у Кая и Герды, — мы узнали случайно из письма, пришедшего на «Союзмультфильм». Оказалось, в Италии картина была объявлена лучшим фильмом года. Но награды мы так и не увидели, она осела в каком-то высоком кабинете. Впрочем, как и многие другие.

Имя Атаманова в профессиональной среде знали еще до заслуженных призов. Впервые папу выпустили за границу в 1955-м, он полетел в Париж как член фестивального жюри. Отец состоял в международной ассоциации мультипликаторов АSIFА, выезжал на ее форумы. Советские режиссеры долго были лишены возможности видеть работы западных коллег.

Доходило до невероятного. Динамика и пластика персонажей Дёжкина очень напоминает ту, в которой Дисней исполнил свою знаменитую «Пляску скелетов». Бориса Петровича можно было бы обвинить в плагиате. Но он не видел американского фильма 1929 года, когда в середине пятидесятых снимал свои картины «Необыкновенный матч» и «Старые знакомые»! К счастью, с начала шестидесятых зарубежные фильмы стали приходить в Госфильмофонд, где их демонстрировали по особому заказу.

Когда папа возвращался из-за рубежа, мультипликаторы знали: притащит на студию чемодан киножурналов и обязательно позовет в гости. Но не буду лукавить — у нас любили бывать не только из профессионального интереса. Все знали: у Атамановых вкусно. Да и весело!

На застольях собирались сплошь златоусты, кубок тамады был переходящим. А главным кулинаром считался папа. Приносил с рынка мясной оковалок, чем-то его нашпиговывал, мариновал, запекал... Еще Лев Константинович гениально заправлял салаты — самые банальные превращал в изысканные яства, а его лобио считали лучшим в Москве. Мама смеялась: «Открой Лева ресторан, стал бы очень богатым!»

Когда я училась во ВГИКе и мы уже жили недалеко от института, часто забегали мои однокурсники. Папа особо опекал тех, кто жил в общежитии. Наши с сестрой друзья потом шутили: «Лев Константинович, ваши бутерброды вскормили целое поколение советского киноведения».

AD
Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ

  • #
    Прочла на одном дыхании. Замечательная статья

  • #
    Лучший материал номера! Я работаю с детьми и с радостью отмечаю, что многие воспитываются на наших советских мультфильмах, предпочитая их всякой дребедени! И рассказы Иосифа Дика тоже детям читаю. Отличные рассказы! Детям нравятся, что бы там не вещало руководство на тему "дети сейчас растут не на сказках,а на информационных технологиях, отходите от всей этой старинки"... Не все так плохо с подрастающим поколением!
  • DrTaira

    #
    Розетка-1936, а мне даже кажется, что это не советское или несоветское общество, что это свойство национальной культуры и никогда не исчезнет. Оно сидит в генах. Идёт временное заболевание, но оно пройдёт.

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение

    Войти как пользователь

    Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    или