Полная версия сайта

Майя Тупикова-Фоменко: «Петр остался для меня загадкой»

На протяжении всех лет, проведенных рядом, я не переставала поражаться, сколько в нем всего намешано!

Петр Фоменко
AD

У меня есть мечта — восстановить в нашем театре спектакль Петра Наумовича «Мертвые души», где Юра Степанов играл Чичикова. Инсценировку второй, сожженной Гоголем части романа написал наш с Петей друг, известный питерский океанолог и потрясающий эрудит Наум Евсеев. Своей площадки у Фоменко тогда еще не было, и спектакль шел недолго. Что помешало перенести его, когда появилось свое помещение, не знаю, но сейчас эту постановку вижу иногда даже во сне. И очень хочу, чтобы Чичикова сыграл Евгений Цыганов.

При жизни Петра я никогда не лезла в дела театра. Если ему было нужно мое мнение, отвечала что думала, а не спрашивал — молчала. Доработав в Театре комедии до пенсии и вернувшись в Москву, я прекрасно понимала, что помощи от Петра в получении ролей ждать не приходится. Совсем смирилась с ролью домохозяйки, когда вдруг на меня вышла Таня Архипцова, в прошлом — студентка Петра в ГИТИСе, а в будущем — автор восьмисерийного документального фильма о нем.

В восьмидесятые годы Татьяна вместе с Сашей Горбанем (к сожалению, уже покойным) работала в Литературном театре ВТО. Меня ребята пригласили на одну из главных ролей в спектакле «Вид в Гельдерланде». Потом в постановке «Под Вифлеемской звездой» была Суламифью. С обоими спектаклями мы ездили на гастроли, где публика их тепло принимала.

Через два года после моего прихода театр закрылся — спонсорам не понравилась репертуарная политика, менять которую Архипцова и Горбань отказались. Так я стала настоящей пенсионеркой с домашним кругом забот. О поступлении на работу (в любом качестве) в «Мастерскую Фоменко» даже речь не заходила — потому как было известно: в театре, где Петр Наумович главный, не будет ни одного его родственника.

Повторюсь: при жизни Пети я в дела театра не вмешивалась. А после ухода посчитала себя обязанной попытаться осуществить некоторые его задумки и планы. В первую очередь — попробовать восстановить спектакль «Египетские ночи».

Всех бывших студентов, с которыми создавал театр, Петр считал своими детьми и многое им прощал. В Театре комедии, если кто-то опаздывал на репетицию или позволял себе перечить не по делу, Фоменко молча вставал и уходил. Артистов начинало трясти: «Что теперь будет? Вдруг откажется от спектакля?» Бежали за ним, извинялись. А «детям» в его театре были позволены и опоздания, и капризы, и истерики. Но только не распри, если те отражались на атмосфере спектакля.

Такая история случилась с «Египетскими ночами», которые шли совсем недолго и с большим успехом. Петру очень не понравилась атмосфера, возникшая внутри спектакля, — и он снял его с репертуара. Без разбирательства причины конфликта. Он вообще терпеть не мог выяснять отношения.

Спустя какое-то время муж заговорил о том, что хочет восстановить «Египетские ночи», но не успел. Я пять лет просила вернуть постановку на сцену. Со мной то соглашались, то шли на попятную: «Ну мы же не можем постоянно заниматься восстановлением спектаклей Петра Наумовича, надо двигаться вперед!» Среди актеров велись разговоры, что без Фоменко воссоздать спектакль невозможно, я возражала: «Но он же живет в каждом из вас! Вы все — «фоменки»!»

Наконец свершилось: Карэн, у которого сохранились записи всех репетиций Петра, пришел в дирекцию театра и сказал: «Я готов восстанавливать «Египетские ночи»!» Прекрасный актер Бадалов оказался еще и замечательным организатором. Шестого февраля состоялась премьера, и Петя присутствовал в каждой сцене! Мне до сих пор звонят те, кто посмотрел спектакль, благодарят за настойчивость и говорят: «Это было потрясающе!»

AD
Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ

  • #
    Тошно читать, как жена "понимает" мужа и прощает все его похождения. Лгун - изворотлив,хитер, целые сериалы для "мудрой" жены, чтобы удрать к очередной бабенке для изучения доскональностей. Талант никто не отменял. И режиссер хороший.Но так поганить семейные отношения? Впечатление, что полазил по по помойкам, прочтя все это.

  • #
    " -- Граждане! - сказал Остап, открывая заседание. - Жизнь диктует свои законы, свои жестокие законы. Я не стану говорить вам о цели нашего собрания, - она вам известна. Цель святая. " А цель была - надев белое пальто, воздать всем! И прежде всего двоим. Горячо любимому "мужу-подлецу" (натерпелась!) и "распущенной" О.Антоновой (а чо она ,как бельмо в глазу?!). Только не учла уважаемая Майя Андреевна, что несподручно в белом-то навозом кидаться. Во-первых, это некрасиво... Во-вторых, трудно при этом самой не испачкаться. Белое-то - оно маркое. ""Долг предписывает каждой вдове (писателя) усердно заботиться об увековечении памяти мужа" (Андре Моруа). Увековечила. Теперь все, кто прочёл опус в бумажном виде журнала ( т.е. без комментариев, возможных в электронном варианте) будут уверены, что режиссёр был негодяем. Кидал женщин, детей, актёров. Использовал всех... А Антонова была ( а возможно и есть, с такой станется!) бесталанной нимфоманкой, мистическим (ну, куда же без мистики?) образом попавшей на сцену. А вот, почему-то тема личной жизни "любимой Максаковой" не раскрыта ! А ведь есть, о чём поведать миру! И о криминальной стороне жизни её детей. И о том, как "трогательно заботливая" отжала квартиру в центре Москвы у старой мхатовской актрисы, бросив старушку в лапах аферистов. И о Лёве Збарском. Но нет. Корзинка с вкусностями перевешивает. Или это материал для другого номера журнала? Да и о своих похождениях в "легкомысленный" период наша героиня как-то скупо. Мимоходом. А где подробности? Скромна. Про Антонову ей интересней. Можно дать волю фантазии. Помечтать о возмездии. Вот пусть хоть например, первый муж "колотит её почём зря"! А что? Марамзин далеко. "Караван" не читает. Не узнает, что (оказывается!) "постоянно избивал Ольгу". В суд за клевету не подаст. А это, между прочим, Ст. 128.1 УК РФ. И вменить её можно и уважаемой вдове, и уважаемой редакции , что допустила и не остановила. А между тем, Майя Андреевна и сама бы с удовольствием навешала Ольге Сергеевне по её "штучному обаянию". Потому что нефиг! "Мистически взаимопонимать" чужого мужа на глазах у жены! Бесстыжая! Вот почему, одним - всё, а другим - ?... И режиссёры её любят, и зрители, и (чёрт бы их побрал!) мужчины, и даже "дети-фоменки" её обожают (предатели!). А меня? И ведь я обо всех сиротках позаботилась. И не надо мне говорить, что "Дело помощи детям должно находиться в тайне"! А я? Я чем хуже? Где? Где моё белое пальто? А больше всего возмущает, когда некоторые осмеливаются шутить. Кто позволил? Женщина должна сидеть дома! "Готовить мужу здоровую еду" (ну и что, что он любит окрошку!), отнимать у него конфеты, притаскивать на себе домой... И верить. Что "придёт время" (белый голубь обещал) ! И тогда, облачившись в чёрное (ненадолго. мы ведь помним, что потом будет и белое) можно будет собрать всю муть, что накипела за долгие годы семейного счастья, и выплеснуть на могилу любимого мужа! "Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности - могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка..." -- но отсутствие ума, такта и чувства юмора останутся с ней навсегда.
  • Лилия

    #
    Ракета-2408, ну откуда берутся схожие с вами моралистки?! Нет публикации, под которой бы не отметились со своими высокодуховными сентенциями! С ними вам не сюда, а в околонаучные журналы "Вопросы философии" и "Вопросы этики". Хотя вряд ли они до сих пор выходят.

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение

    Войти как пользователь

    Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    или