Полная версия сайта

Майя Тупикова-Фоменко: «Петр остался для меня загадкой»

На протяжении всех лет, проведенных рядом, я не переставала поражаться, сколько в нем всего намешано!

Алексей Эйбоженко

Заведующий отделом культуры Ленинградского обкома партии поскреб в затылке:

— Но ведь Фоменко не рекомендован.

— Всего на один спектакль! — взмолился Голиков. — Мы обещали Арбузову! И в его пьесе даже если захочешь, не найдешь никакой идеологической подоплеки!

— Ну ладно, — смилостивился чиновник, — на один спектакль можно.

В тот же вечер принесла домой пьесу, которая Пете не понравилась, но он сказал: «Рад, что у меня есть хоть какая-то работа».

Через пару дней уехала на гастроли, а когда вернулась, на меня обрушился шквал восторгов: «Майя, как твой Петя прочитал нам пьесу! Он перевоплощался в каждого героя! Вся труппа хочет с ним работать!»

Вывесили распределение ролей, на одну из главных — Нину Бегак — была назначена Ольга Волкова, а во втором составе — не так давно пришедшая в театр и ничего заметного еще не сыгравшая Оля Антонова. Когда начались репетиции «Этого милого старого дома», Волкова была плотно занята в готовившейся к сдаче «Тележке с яблоками», и Петя начал работать с Антоновой. Подкинул одну идею, вторую — и Оля, мгновенно подхватив, легко вошла в характер героини, в стилистику и форму образа.

Актриса так зацепила Фоменко своей индивидуальностью и необыкновенным, штучным обаянием, что он стал выстраивать вокруг нее все действие спектакля. Я не была занята в постановке, но каждую свободную минуту старалась проводить у Пети на репетициях, получая огромное удовольствие от их почти мистического взаимопонимания.

Освободившись у Голикова, Волкова сразу появилась на репетиции у Фоменко — как всегда, в готовности номер один: с выученным назубок текстом, в идеально подогнанном костюме, в шляпке, перчатках. Прошла одну сцену, вторую — никто ее не воспринимает, потому что все привыкли к другой Оле, затосковали по ней. По кислым лицам партнеров и отношению режиссера Волкова все поняла: «Так, ясно — я опоздала...»

И вот последний прогон, назавтра назначена сдача спектакля городским властям. Поздно вечером возвращаемся с Петей домой, он вдруг останавливается и говорит:

— Давай посмотрим друг другу в глаза и признаемся, что это провал...

— У тебя такое ощущение? — изумилась я. — Мне очень понравилось!

— Ну, это потому, что ты ко мне хорошо относишься.

На следующий день к двенадцати часам зал был забит до отказа. Когда опустился занавес, публика взорвалась бурей оваций и криками «Браво!»

По Питеру пошли разговоры, будто бы Товстоногов, инкогнито побывавший на «Этом милом старом доме», собрал труппу БДТ и сказал: «Господа, у меня для вас пренеприятнейшее известие: к нам в город приехал режиссер!»

Весь худсовет Театра комедии стал напирать на Голикова: «Фоменко нам очень нужен! Сходите еще раз к Шевелеву — попросите оставить его очередным режиссером!» Поскольку спектакль имел успех, в обкоме партии просьбу коллектива удовлетворили.

Большим событием для Ленинграда стала и следующая постановка Петра в нашем театре — «Троянской войны не будет». А на спектакль «Старый Новый год» из Москвы приезжали мхатовцы, и Ефремов сказал: «Неплохо. У вас лучше пролетарская часть, а у нас — интеллигентская». Несомненной удачей Петра стал и «Мизантроп» по Мольеру. Параллельно с репетициями этого спектакля он снимал свой первый фильм — «На всю оставшуюся жизнь...».

Сын писательницы Веры Пановой Борис Вахтин был большим другом Петра, и они вместе задумали новую экранизацию ее романа «Спутники». Был подобран блестящий актерский состав: Леша Эйбоженко, Эрнст Романов, Валентин Гафт, Глеб Стриженов, Маргарита Терехова, Майя Булгакова, Валерий Золотухин. И только роль старшей медсестры Юлии Дмитриевны долго оставалась вакантной.

комментировать

Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...

Рейтинги

ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ

  • #
    Тошно читать, как жена "понимает" мужа и прощает все его похождения. Лгун - изворотлив,хитер, целые сериалы для "мудрой" жены, чтобы удрать к очередной бабенке для изучения доскональностей. Талант никто не отменял. И режиссер хороший.Но так поганить семейные отношения? Впечатление, что полазил по по помойкам, прочтя все это.

  • #
    " -- Граждане! - сказал Остап, открывая заседание. - Жизнь диктует свои законы, свои жестокие законы. Я не стану говорить вам о цели нашего собрания, - она вам известна. Цель святая. " А цель была - надев белое пальто, воздать всем! И прежде всего двоим. Горячо любимому "мужу-подлецу" (натерпелась!) и "распущенной" О.Антоновой (а чо она ,как бельмо в глазу?!). Только не учла уважаемая Майя Андреевна, что несподручно в белом-то навозом кидаться. Во-первых, это некрасиво... Во-вторых, трудно при этом самой не испачкаться. Белое-то - оно маркое. ""Долг предписывает каждой вдове (писателя) усердно заботиться об увековечении памяти мужа" (Андре Моруа). Увековечила. Теперь все, кто прочёл опус в бумажном виде журнала ( т.е. без комментариев, возможных в электронном варианте) будут уверены, что режиссёр был негодяем. Кидал женщин, детей, актёров. Использовал всех... А Антонова была ( а возможно и есть, с такой станется!) бесталанной нимфоманкой, мистическим (ну, куда же без мистики?) образом попавшей на сцену. А вот, почему-то тема личной жизни "любимой Максаковой" не раскрыта ! А ведь есть, о чём поведать миру! И о криминальной стороне жизни её детей. И о том, как "трогательно заботливая" отжала квартиру в центре Москвы у старой мхатовской актрисы, бросив старушку в лапах аферистов. И о Лёве Збарском. Но нет. Корзинка с вкусностями перевешивает. Или это материал для другого номера журнала? Да и о своих похождениях в "легкомысленный" период наша героиня как-то скупо. Мимоходом. А где подробности? Скромна. Про Антонову ей интересней. Можно дать волю фантазии. Помечтать о возмездии. Вот пусть хоть например, первый муж "колотит её почём зря"! А что? Марамзин далеко. "Караван" не читает. Не узнает, что (оказывается!) "постоянно избивал Ольгу". В суд за клевету не подаст. А это, между прочим, Ст. 128.1 УК РФ. И вменить её можно и уважаемой вдове, и уважаемой редакции , что допустила и не остановила. А между тем, Майя Андреевна и сама бы с удовольствием навешала Ольге Сергеевне по её "штучному обаянию". Потому что нефиг! "Мистически взаимопонимать" чужого мужа на глазах у жены! Бесстыжая! Вот почему, одним - всё, а другим - ?... И режиссёры её любят, и зрители, и (чёрт бы их побрал!) мужчины, и даже "дети-фоменки" её обожают (предатели!). А меня? И ведь я обо всех сиротках позаботилась. И не надо мне говорить, что "Дело помощи детям должно находиться в тайне"! А я? Я чем хуже? Где? Где моё белое пальто? А больше всего возмущает, когда некоторые осмеливаются шутить. Кто позволил? Женщина должна сидеть дома! "Готовить мужу здоровую еду" (ну и что, что он любит окрошку!), отнимать у него конфеты, притаскивать на себе домой... И верить. Что "придёт время" (белый голубь обещал) ! И тогда, облачившись в чёрное (ненадолго. мы ведь помним, что потом будет и белое) можно будет собрать всю муть, что накипела за долгие годы семейного счастья, и выплеснуть на могилу любимого мужа! "Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности - могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка..." -- но отсутствие ума, такта и чувства юмора останутся с ней навсегда.
  • Лилия

    #
    Ракета-2408, ну откуда берутся схожие с вами моралистки?! Нет публикации, под которой бы не отметились со своими высокодуховными сентенциями! С ними вам не сюда, а в околонаучные журналы "Вопросы философии" и "Вопросы этики". Хотя вряд ли они до сих пор выходят.

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение



    Войти как пользователь

    Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    или