Полная версия сайта

Майя Тупикова-Фоменко: «Петр остался для меня загадкой»

На протяжении всех лет, проведенных рядом, я не переставала поражаться, сколько в нем всего намешано!

Алексей Эйбоженко

Заведующий отделом культуры Ленинградского обкома партии поскреб в затылке:

— Но ведь Фоменко не рекомендован.

— Всего на один спектакль! — взмолился Голиков. — Мы обещали Арбузову! И в его пьесе даже если захочешь, не найдешь никакой идеологической подоплеки!

— Ну ладно, — смилостивился чиновник, — на один спектакль можно.

В тот же вечер принесла домой пьесу, которая Пете не понравилась, но он сказал: «Рад, что у меня есть хоть какая-то работа».

Через пару дней уехала на гастроли, а когда вернулась, на меня обрушился шквал восторгов: «Майя, как твой Петя прочитал нам пьесу! Он перевоплощался в каждого героя! Вся труппа хочет с ним работать!»

Вывесили распределение ролей, на одну из главных — Нину Бегак — была назначена Ольга Волкова, а во втором составе — не так давно пришедшая в театр и ничего заметного еще не сыгравшая Оля Антонова. Когда начались репетиции «Этого милого старого дома», Волкова была плотно занята в готовившейся к сдаче «Тележке с яблоками», и Петя начал работать с Антоновой. Подкинул одну идею, вторую — и Оля, мгновенно подхватив, легко вошла в характер героини, в стилистику и форму образа.

Актриса так зацепила Фоменко своей индивидуальностью и необыкновенным, штучным обаянием, что он стал выстраивать вокруг нее все действие спектакля. Я не была занята в постановке, но каждую свободную минуту старалась проводить у Пети на репетициях, получая огромное удовольствие от их почти мистического взаимопонимания.

Освободившись у Голикова, Волкова сразу появилась на репетиции у Фоменко — как всегда, в готовности номер один: с выученным назубок текстом, в идеально подогнанном костюме, в шляпке, перчатках. Прошла одну сцену, вторую — никто ее не воспринимает, потому что все привыкли к другой Оле, затосковали по ней. По кислым лицам партнеров и отношению режиссера Волкова все поняла: «Так, ясно — я опоздала...»

И вот последний прогон, назавтра назначена сдача спектакля городским властям. Поздно вечером возвращаемся с Петей домой, он вдруг останавливается и говорит:

— Давай посмотрим друг другу в глаза и признаемся, что это провал...

— У тебя такое ощущение? — изумилась я. — Мне очень понравилось!

— Ну, это потому, что ты ко мне хорошо относишься.

На следующий день к двенадцати часам зал был забит до отказа. Когда опустился занавес, публика взорвалась бурей оваций и криками «Браво!»

По Питеру пошли разговоры, будто бы Товстоногов, инкогнито побывавший на «Этом милом старом доме», собрал труппу БДТ и сказал: «Господа, у меня для вас пренеприятнейшее известие: к нам в город приехал режиссер!»

Весь худсовет Театра комедии стал напирать на Голикова: «Фоменко нам очень нужен! Сходите еще раз к Шевелеву — попросите оставить его очередным режиссером!» Поскольку спектакль имел успех, в обкоме партии просьбу коллектива удовлетворили.

Большим событием для Ленинграда стала и следующая постановка Петра в нашем театре — «Троянской войны не будет». А на спектакль «Старый Новый год» из Москвы приезжали мхатовцы, и Ефремов сказал: «Неплохо. У вас лучше пролетарская часть, а у нас — интеллигентская». Несомненной удачей Петра стал и «Мизантроп» по Мольеру. Параллельно с репетициями этого спектакля он снимал свой первый фильм — «На всю оставшуюся жизнь...».

Сын писательницы Веры Пановой Борис Вахтин был большим другом Петра, и они вместе задумали новую экранизацию ее романа «Спутники». Был подобран блестящий актерский состав: Леша Эйбоженко, Эрнст Романов, Валентин Гафт, Глеб Стриженов, Маргарита Терехова, Майя Булгакова, Валерий Золотухин. И только роль старшей медсестры Юлии Дмитриевны долго оставалась вакантной.

Подпишись на канал 7Дней.ru


Комментарии

Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или