Полная версия сайта

Майя Тупикова-Фоменко: «Петр остался для меня загадкой»

На протяжении всех лет, проведенных рядом, я не переставала поражаться, сколько в нем всего намешано!

Петр Фоменко на съемочной площадке «На всю оставшуюся жизнь...»

Петр уже начал посматривать на меня приценивающимся взглядом — и это пугало... К счастью, я вспомнила про Людмилу Аринину. Посоветовала мужу: «Мне кажется, она тебе очень подойдет». Петр Наумович вызвал актрису на пробы и практически сразу утвердил на роль. Спустя два года Аринина замечательно сыграла в еще одной картине Фоменко — «Почти смешная история».

То, что фильм «На всю оставшуюся жизнь...» не оказался на полке (или хуже того — смыт с пленки), можно считать счастливым стечением обстоятельств. Некто Филиппов, возглавлявший в ту пору Ленинградское радио и телевидение, посмотрев картину, сказал:

— Ну и куда это годится? В канун тридцатилетия Победы народ ждет героическое, жизнеутверждающее кино, а у вас что? Опять сплошные страдания и жертвенность! Кому это может быть интересно?

Редактором на фильме был профессионал высокого класса Лева Мархасев. Он-то и пошел в атаку:

— Если вам не понравилось, может, все-таки покажем фильм в Москве?!

Филиппов махнул рукой:

— Везите. Только там вам вряд ли скажут что-нибудь другое.

Председатель Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию Сергей Лапин был на совещании в ЦК, и фильм смотрел его заместитель Энвер Мамедов — умнейший, образованнейший дядька, благодаря которому на телевидение пробилось много хороших картин и программ.

Показали две серии, во время которых в зале стояла полнейшая тишина — догадаться о том, какое впечатление они произвели на Мамедова, невозможно. И тут его помощник предлагает:

— Энвер Назимович, может, сделаем перерыв и пойдем пообедаем?

— С такого фильма?! — возразил Мамедов. — Нет, я досмотрю.

Оценка картине им была дана самая высокая. Во время телепремьеры улицы городов пустели, газеты и журналы откликнулись восторженными рецензиями. Но для меня и Пети самым значимым отзывом стали слова моей мамы — Зои Михайловны Тупиковой, всю войну прослужившей на санитарном поезде. Посмотрев фильм, она сказала: «Это про меня».

Текст песни, ставшей сегодня военной классикой, написали Фоменко и Вахтин, музыку — Вениамин Баснер. В фильме она щемящим лейтмотивом звучит в исполнении Петра и Таисии Калинченко:

На всю оставшуюся жизнь
Запомним братство фронтовое,
Как завещание святое,
На всю оставшуюся жизнь...

В этом фильме для Оли Антоновой роли не нашлось, зато в следующем — «Почти смешная история» — они с Людмилой Арининой составили блистательный дуэт. В театре Фоменко отдавал Ольге, проснувшейся наутро после премьеры «Милого дома» знаменитой, многие главные женские роли: Елену в «Троянской войне», Инну в «Старом Новом годе», Селимену в «Мизантропе». Говоря о творческих удачах Антоновой в спектаклях Петра Наумовича, невольно перекидываю мостик к судьбе другой, не менее талантливой актрисы Ольги Волковой.

Замечательная, яркая, безупречно профессиональная, в Ленинградском театре комедии она попала в ситуацию, когда везенье оказалось не на ее стороне. Ольга прекрасно сыграла у Голикова в «Сослуживцах», у Фоменко в «Родственниках», и все же фортуна благоволила к ее тезке — Антоновой. Спрашиваю себя: «Что было бы, если бы Волкова начала репетировать Нину Бегак в «Милом доме» вместе со всеми в первом составе? Как бы это отразилось на ее дальнейшей творческой судьбе?» Ответа, понятно, нет, разве что можно порассуждать на тему «Вот что значит случай...»

Подпишись на канал 7Дней.ru


Комментарии



Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или