Полная версия сайта

Майя Тупикова-Фоменко: «Петр остался для меня загадкой»

На протяжении всех лет, проведенных рядом, я не переставала поражаться, сколько в нем всего намешано!

Петр Фоменко с Мадлен Джабраиловой, Ксенией Кутеповой и Галиной Тюниной

Петр слушал молча, а когда надоело, встал, сказал:

— Пошел ты!

И удалился хлопнув дверью, с неподписанным пропуском. Мимо дежурного милиционера прошествовал, видимо, с таким лицом, что страж порядка не осмелился остановить. Поданное на следующее утро заявление об увольнении подписали без проволочек.

Я осталась в Театре комедии — нужно было доработать до пенсии, а Петр поехал в Москву. По сути — в никуда. Просить за себя никого не хотел, поскольку был очень гордым, и целыми днями ходил по улицам в мрачных раздумьях о непонятном будущем. Однажды встретил Гончарова, у которого когда-то учился в ГИТИСе.

Узнав, что Петя без работы, Андрей Александрович предложил:

— Не хочешь преподавать у меня на факультете? Ищем педагога по актерскому мастерству.

— Давайте, — согласился Фоменко. — Деньги же нужно зарабатывать.

Параллельно с преподаванием Петр поставил со студентами ГИТИСа спектакль «Борис Годунов» — очень камерный, который шел потом на Малой сцене «Маяковки». А для главной уже со звездами театра — Лазаревым, Филипповым, Костолевским, Немоляевой, Васильевой — создал «Плоды просвещения», одну из лучших своих постановок, шедшую с аншлагами более двадцати лет.

Я была на премьере «Плодов...» и на банкете, где во главе стола сидел Гончаров, говоривший о постановке хорошие слова. В том, что Андрей Александрович и Петр Наумович расстались, есть вина обоих. Фоменко часто позволял себе такое, чего ни один худрук не стерпел бы. Например Гончаров входит во время репетиции в зрительный зал и пытается что-то сказать, а Фоменко его выгоняет: «Не мешайте работать!» — и запирает дверь изнутри стулом. Ну кому такое понравится?!

Однако самая глубокая трещина легла между ними на гастролях в Западной Германии, куда театр повез «Плоды просвещения» и спектакль Гончарова «Леди Макбет Мценского уезда» с Гундаревой в главной роли. Обе постановки имели успех, но «Плоды...» — больший. Этого Андрей Александрович перенести не мог. Сразу после показа им был устроен разбор, имевший целью доказать, как плох спектакль Фоменко, несмотря на триумф у зрителей и критиков.

Уход из «Маяковки» ничего не изменил в отношении Петра к Учителю. Он бесконечно уважал Гончарова, постоянно ссылался на него во время занятий со студентами, а после смерти Андрея Александровича два раза в год — на день рождения и в день кончины — ездил на его могилу.

Я была рядом с Петей и сопереживала многим его потерям. Помню, как тяжело он перенес уход Эйбоженко — любимого актера и близкого друга. Леша умер внезапно, в сорок шесть лет, не успев завершить работу в телеспектакле Фоменко «Повести Белкина. Выстрел». Его Рассказчика заканчивал озвучивать Петр — у них были удивительно похожие голоса.

Когда в марте 2010-го погиб Юра Степанов, Петя почти сутки пролежал, отвернувшись к стене. Не ел, не пил, не разговаривал. Я боялась сердечного приступа и все время прислушивалась к его дыханию.

Конечно, театр семью Юры не оставил — Ире и мальчишкам дали трехкомнатную квартиру, подарили большую машину, средний сын Дима сейчас играет в «Мастерской Петра Фоменко» в спектакле «Война и мир. Начало романа» юного Петю Ростова. Недавно я была у них в гостях и поразилась, насколько похож младший Степанов на папу! Абсолютная копия! Юрино лицо, Юрина фигура, манера говорить, походка...

комментировать

Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...

Рейтинги

ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ

  • #
    Тошно читать, как жена "понимает" мужа и прощает все его похождения. Лгун - изворотлив,хитер, целые сериалы для "мудрой" жены, чтобы удрать к очередной бабенке для изучения доскональностей. Талант никто не отменял. И режиссер хороший.Но так поганить семейные отношения? Впечатление, что полазил по по помойкам, прочтя все это.

  • #
    " -- Граждане! - сказал Остап, открывая заседание. - Жизнь диктует свои законы, свои жестокие законы. Я не стану говорить вам о цели нашего собрания, - она вам известна. Цель святая. " А цель была - надев белое пальто, воздать всем! И прежде всего двоим. Горячо любимому "мужу-подлецу" (натерпелась!) и "распущенной" О.Антоновой (а чо она ,как бельмо в глазу?!). Только не учла уважаемая Майя Андреевна, что несподручно в белом-то навозом кидаться. Во-первых, это некрасиво... Во-вторых, трудно при этом самой не испачкаться. Белое-то - оно маркое. ""Долг предписывает каждой вдове (писателя) усердно заботиться об увековечении памяти мужа" (Андре Моруа). Увековечила. Теперь все, кто прочёл опус в бумажном виде журнала ( т.е. без комментариев, возможных в электронном варианте) будут уверены, что режиссёр был негодяем. Кидал женщин, детей, актёров. Использовал всех... А Антонова была ( а возможно и есть, с такой станется!) бесталанной нимфоманкой, мистическим (ну, куда же без мистики?) образом попавшей на сцену. А вот, почему-то тема личной жизни "любимой Максаковой" не раскрыта ! А ведь есть, о чём поведать миру! И о криминальной стороне жизни её детей. И о том, как "трогательно заботливая" отжала квартиру в центре Москвы у старой мхатовской актрисы, бросив старушку в лапах аферистов. И о Лёве Збарском. Но нет. Корзинка с вкусностями перевешивает. Или это материал для другого номера журнала? Да и о своих похождениях в "легкомысленный" период наша героиня как-то скупо. Мимоходом. А где подробности? Скромна. Про Антонову ей интересней. Можно дать волю фантазии. Помечтать о возмездии. Вот пусть хоть например, первый муж "колотит её почём зря"! А что? Марамзин далеко. "Караван" не читает. Не узнает, что (оказывается!) "постоянно избивал Ольгу". В суд за клевету не подаст. А это, между прочим, Ст. 128.1 УК РФ. И вменить её можно и уважаемой вдове, и уважаемой редакции , что допустила и не остановила. А между тем, Майя Андреевна и сама бы с удовольствием навешала Ольге Сергеевне по её "штучному обаянию". Потому что нефиг! "Мистически взаимопонимать" чужого мужа на глазах у жены! Бесстыжая! Вот почему, одним - всё, а другим - ?... И режиссёры её любят, и зрители, и (чёрт бы их побрал!) мужчины, и даже "дети-фоменки" её обожают (предатели!). А меня? И ведь я обо всех сиротках позаботилась. И не надо мне говорить, что "Дело помощи детям должно находиться в тайне"! А я? Я чем хуже? Где? Где моё белое пальто? А больше всего возмущает, когда некоторые осмеливаются шутить. Кто позволил? Женщина должна сидеть дома! "Готовить мужу здоровую еду" (ну и что, что он любит окрошку!), отнимать у него конфеты, притаскивать на себе домой... И верить. Что "придёт время" (белый голубь обещал) ! И тогда, облачившись в чёрное (ненадолго. мы ведь помним, что потом будет и белое) можно будет собрать всю муть, что накипела за долгие годы семейного счастья, и выплеснуть на могилу любимого мужа! "Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности - могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка..." -- но отсутствие ума, такта и чувства юмора останутся с ней навсегда.
  • Лилия

    #
    Ракета-2408, ну откуда берутся схожие с вами моралистки?! Нет публикации, под которой бы не отметились со своими высокодуховными сентенциями! С ними вам не сюда, а в околонаучные журналы "Вопросы философии" и "Вопросы этики". Хотя вряд ли они до сих пор выходят.

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение



    Войти как пользователь

    Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    или