Полная версия сайта

Майя Тупикова-Фоменко: «Петр остался для меня загадкой»

На протяжении всех лет, проведенных рядом, я не переставала поражаться, сколько в нем всего намешано!

Юрий Степанов
AD

Во время работы над переделанной пьесой Шекспира произошло нечто, опять открывшее для меня Петра с новой стороны. Главная женская роль изначально предназначалась Ольге Антоновой, под нее Юлик Ким писал все песни — и вдруг в театр приходит молодая актриса Чайникова. Хулиганистая, немного из подворотни, однако чем-то она Фоменко зацепила — и режиссер решил отдать Розалинду ей. А Антоновой ничего не сказал. Узнав об этом, я стала ходить за мужем хвостом:

— Ты должен с Ольгой поговорить!

— А зачем? Она все увидит, когда вывесят распределение.

— Петя, у нее будет инфаркт!

В конце концов убедила: Петр вызвал Антонову, рассказал о замене. Ольга, конечно, страшно обиделась, но хотя бы распределение не стало для нее ударом под дых.

Наверное, у режиссеров свои представления о том, как они могут обращаться с актерами, но меня такое пренебрежение возмущало. На свою актерскую карьеру было наплевать, я жила Петиной жизнью, поэтому обижалась за других, понимая, какую боль им это принесет.

Попутно расскажу похожую историю, которая случилась позже, уже в «Мастерской П.Н. Фоменко» с Витей Гвоздицким. Петр Наумович собирался ставить «Египетские ночи», на роль Импровизатора был назначен Бадалов. И вдруг Карэн решает уйти — вплотную заняться преподавательством. Фоменко приглашает Гвоздицкого.

Витя загорелся, десятки вечеров они с Петром провели в обсуждениях будущего спектакля. Потом актер уехал с мхатовской труппой на гастроли, но постоянно звонил, делился мыслями. И тут в театр неожиданно возвращается Бадалов.

— Импровизатора будет играть Карэн, — заявляет Петр.

Я — в ужасе:

— А как же Витя?!

— Пойми: Карэн — мой.

Про себя продолжаю реплику Петра: «Все, кого выучил и с кем потом создавал театр, — для меня как дети. Ради них пойду на что угодно». А вслух продолжаю допытываться:

— Ну ты ему хотя бы скажешь?

— Нет. А зачем? Сам потом все узнает.

Пришлось мне — когда Витя в очередной раз позвонил — все объяснять и извиняться.

...Причиной ухода Фоменко из Театра комедии стала чиновничья возня вокруг спектакля «Теркин-Теркин». У Твардовского герой, погибнув в бою, оказывается на том свете. И обнаруживает, что и там царит бюрократия и правит номенклатура, имеющая всевозможные блага. Для рядовых же бойцов и тех, кто сгинул в ГУЛАГе, нет даже воды и места, где приклонить голову.

Сначала власти постановку запретили, но когда за нее вступились московские литераторы, фронтовики Даниил Гранин и Михаил Дудин, обсуждение возобновилось и длилось несколько месяцев. Фоменко заставляли убирать целые сцены, вносить правки в диалоги, даже менять декорации. И только искорежив спектакль, разрешили показывать его зрителю. Петр играл Автора, делал это очень интересно, публика рвалась в театр, но то, что постановку оскопили, лишили глубины и злободневности, доставляло Фоменко не только моральное, но и, казалось, физическое страдание.

После премьеры партийные боссы не унялись и продолжали устраивать бурные заседания с участием труппы. Внутри театра начались распри, чего Петр не выносил. За те месяцы, что уродовали «Теркина-Теркина», он дважды подавал заявление об уходе, но его не подписывали. Все решилось, когда мужа вызвали на ковер к первому секретарю Ленинградского обкома КПСС. Романов с ходу принялся отчитывать:

— Как вы можете ставить спектакли, которые бросают тень на нашу великую страну, порочат наше героическое время?

AD
Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ

  • 28.05.2018 21:52 #
    Тошно читать, как жена "понимает" мужа и прощает все его похождения. Лгун - изворотлив,хитер, целые сериалы для "мудрой" жены, чтобы удрать к очередной бабенке для изучения доскональностей. Талант никто не отменял. И режиссер хороший.Но так поганить семейные отношения? Впечатление, что полазил по по помойкам, прочтя все это.

  • 30.05.2018 22:41 #
    " -- Граждане! - сказал Остап, открывая заседание. - Жизнь диктует свои законы, свои жестокие законы. Я не стану говорить вам о цели нашего собрания, - она вам известна. Цель святая. " А цель была - надев белое пальто, воздать всем! И прежде всего двоим. Горячо любимому "мужу-подлецу" (натерпелась!) и "распущенной" О.Антоновой (а чо она ,как бельмо в глазу?!). Только не учла уважаемая Майя Андреевна, что несподручно в белом-то навозом кидаться. Во-первых, это некрасиво... Во-вторых, трудно при этом самой не испачкаться. Белое-то - оно маркое. ""Долг предписывает каждой вдове (писателя) усердно заботиться об увековечении памяти мужа" (Андре Моруа). Увековечила. Теперь все, кто прочёл опус в бумажном виде журнала ( т.е. без комментариев, возможных в электронном варианте) будут уверены, что режиссёр был негодяем. Кидал женщин, детей, актёров. Использовал всех... А Антонова была ( а возможно и есть, с такой станется!) бесталанной нимфоманкой, мистическим (ну, куда же без мистики?) образом попавшей на сцену. А вот, почему-то тема личной жизни "любимой Максаковой" не раскрыта ! А ведь есть, о чём поведать миру! И о криминальной стороне жизни её детей. И о том, как "трогательно заботливая" отжала квартиру в центре Москвы у старой мхатовской актрисы, бросив старушку в лапах аферистов. И о Лёве Збарском. Но нет. Корзинка с вкусностями перевешивает. Или это материал для другого номера журнала? Да и о своих похождениях в "легкомысленный" период наша героиня как-то скупо. Мимоходом. А где подробности? Скромна. Про Антонову ей интересней. Можно дать волю фантазии. Помечтать о возмездии. Вот пусть хоть например, первый муж "колотит её почём зря"! А что? Марамзин далеко. "Караван" не читает. Не узнает, что (оказывается!) "постоянно избивал Ольгу". В суд за клевету не подаст. А это, между прочим, Ст. 128.1 УК РФ. И вменить её можно и уважаемой вдове, и уважаемой редакции , что допустила и не остановила. А между тем, Майя Андреевна и сама бы с удовольствием навешала Ольге Сергеевне по её "штучному обаянию". Потому что нефиг! "Мистически взаимопонимать" чужого мужа на глазах у жены! Бесстыжая! Вот почему, одним - всё, а другим - ?... И режиссёры её любят, и зрители, и (чёрт бы их побрал!) мужчины, и даже "дети-фоменки" её обожают (предатели!). А меня? И ведь я обо всех сиротках позаботилась. И не надо мне говорить, что "Дело помощи детям должно находиться в тайне"! А я? Я чем хуже? Где? Где моё белое пальто? А больше всего возмущает, когда некоторые осмеливаются шутить. Кто позволил? Женщина должна сидеть дома! "Готовить мужу здоровую еду" (ну и что, что он любит окрошку!), отнимать у него конфеты, притаскивать на себе домой... И верить. Что "придёт время" (белый голубь обещал) ! И тогда, облачившись в чёрное (ненадолго. мы ведь помним, что потом будет и белое) можно будет собрать всю муть, что накипела за долгие годы семейного счастья, и выплеснуть на могилу любимого мужа! "Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности - могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка..." -- но отсутствие ума, такта и чувства юмора останутся с ней навсегда.
  • Аватар

    25.05.2018 12:14 #
    Ракета-2408, ну откуда берутся схожие с вами моралистки?! Нет публикации, под которой бы не отметились со своими высокодуховными сентенциями! С ними вам не сюда, а в околонаучные журналы "Вопросы философии" и "Вопросы этики". Хотя вряд ли они до сих пор выходят.

  • #createdAt# #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение


    Войти как пользователь

    Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    или