Полная версия сайта

Майя Тупикова-Фоменко: «Петр остался для меня загадкой»

На протяжении всех лет, проведенных рядом, я не переставала поражаться, сколько в нем всего намешано!

Ольга Яковлева
AD

Впервые Фоменко поставил пушкинскую повесть «Пиковая дама» на телевидении в 1970 году. Графиню играла прима Ермоловского театра Эда Урусова, Германна — Эйбоженко, Сен-Жермена — Калягин. Поскольку спектакль шел в прямом эфире, у Петра Наумовича было к нему много претензий.

Следующую попытку муж предпринял в середине восьмидесятых со студентами ГИТИСа — с курсом, на котором учился Сергей Женовач. А спустя еще десять лет, в 1996-м, поставил «Пиковую даму» в Вахтанговском. Роль Графини отдал своей любимице Люде Максаковой (другие варианты даже не рассматривались), Германна — тогда еще совсем молодому Евгению Князеву.

В последний раз к повести Пушкина Петр Наумович обратился в 2000 году во Франции — поставил «Пиковую даму» со студентами Парижской консерватории, которым преподавал режиссуру и актерское мастерство. Я видела все спектакли и могу сказать: в них не было повторения, цитат из себя предыдущего — каждый раз Фоменко создавал нечто новое.

Петр еще только замышлял постановку в Вахтанговском, когда в продолжение какого-то разговора процитировал эпиграф к одной из глав «Пиковой дамы». Я заметила с иронией:

— Ну, эпиграф ты знаешь, а вот если бы всю главу прочел наизусть...

И он начал читать! Когда глава закончилась, предложил:

— Хочешь, прочту наизусть всю повесть?

С третьей постановкой «Пиковой дамы» косвенно связано одно из самых тяжких испытаний — для Пети, меня и всех, кто его любил. Вахтанговцы повезли спектакль в Санкт-Петербург, первый же показ имел огромный успех, отмечая который, артисты и режиссер устроили вечер с выпивкой. Наутро у Фоменко случился обширный инфаркт. В то время я уже окончательно перебралась из Питера в Москву, куда мне и позвонили Люда Максакова и помощник режиссера Наташа Меньшикова: «Приезжайте, мы будем вас встречать».

Помню, как сжалось сердце, когда увидела Петю на больничной койке — обвешанного проводами и датчиками, с кислородной маской на лице...

Поселилась у своей подружки Лены Матусовской и в течение полутора месяцев каждое утро как на работу ездила в НИИ кардиологии. За это время Петя умирал восемь раз — врачи констатировали клиническую смерть. Чего мы только не делали, чтобы удержать его на этом свете: заказывали молебны в храмах и монастырях, приводили даже экстрасенса. Но спасали Петра, конечно, доктора, всякий раз возвращавшие его к жизни.

После выписки вернулись в Москву, зная, что нужна срочная операция. Но соскучившийся по работе Петя сразу начал подготовку к новому спектаклю на сцене Театра Вахтангова — «Воскрешение, или Чудо святого Антония» по пьесе Метерлинка. В один из первых дней у него случился тяжелый сердечный приступ. К счастью, вскоре в театр — по-моему, на какую-то премьеру — пришел Виктор Степанович Черномырдин, в ту пору — председатель правительства Российской Федерации. В антракте ему стали показывать вывешенные в фойе фотографии. Высокий гость задержался у портрета Фоменко:

— Хороший режиссер. Видел его «Пиковую даму» и «Без вины виноватые».

— Да, вы правы, — согласился директор театра. — Но сейчас Петр Наумович очень болен, ему нужна срочная операция на сердце. За границей. Таких денег нет ни у семьи, ни у нас.

— Это мы решим, — пообещал Черномырдин — и сдержал слово.

Мы поехали в Ганновер. Операция по шунтированию прошла успешно. Спустя несколько недель после возвращения из Германии Фоменко появился дома в приподнятом настроении: «Представляешь, иду утром к остановке и вижу — троллейбус вот-вот тронется. И вдруг побежал! Вскочил в салон, прислушался к себе: сердце не болит, дыхание ничуть не сбилось!»

AD
Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ

  • 28.05.2018 21:52 #
    Тошно читать, как жена "понимает" мужа и прощает все его похождения. Лгун - изворотлив,хитер, целые сериалы для "мудрой" жены, чтобы удрать к очередной бабенке для изучения доскональностей. Талант никто не отменял. И режиссер хороший.Но так поганить семейные отношения? Впечатление, что полазил по по помойкам, прочтя все это.

  • 30.05.2018 22:41 #
    " -- Граждане! - сказал Остап, открывая заседание. - Жизнь диктует свои законы, свои жестокие законы. Я не стану говорить вам о цели нашего собрания, - она вам известна. Цель святая. " А цель была - надев белое пальто, воздать всем! И прежде всего двоим. Горячо любимому "мужу-подлецу" (натерпелась!) и "распущенной" О.Антоновой (а чо она ,как бельмо в глазу?!). Только не учла уважаемая Майя Андреевна, что несподручно в белом-то навозом кидаться. Во-первых, это некрасиво... Во-вторых, трудно при этом самой не испачкаться. Белое-то - оно маркое. ""Долг предписывает каждой вдове (писателя) усердно заботиться об увековечении памяти мужа" (Андре Моруа). Увековечила. Теперь все, кто прочёл опус в бумажном виде журнала ( т.е. без комментариев, возможных в электронном варианте) будут уверены, что режиссёр был негодяем. Кидал женщин, детей, актёров. Использовал всех... А Антонова была ( а возможно и есть, с такой станется!) бесталанной нимфоманкой, мистическим (ну, куда же без мистики?) образом попавшей на сцену. А вот, почему-то тема личной жизни "любимой Максаковой" не раскрыта ! А ведь есть, о чём поведать миру! И о криминальной стороне жизни её детей. И о том, как "трогательно заботливая" отжала квартиру в центре Москвы у старой мхатовской актрисы, бросив старушку в лапах аферистов. И о Лёве Збарском. Но нет. Корзинка с вкусностями перевешивает. Или это материал для другого номера журнала? Да и о своих похождениях в "легкомысленный" период наша героиня как-то скупо. Мимоходом. А где подробности? Скромна. Про Антонову ей интересней. Можно дать волю фантазии. Помечтать о возмездии. Вот пусть хоть например, первый муж "колотит её почём зря"! А что? Марамзин далеко. "Караван" не читает. Не узнает, что (оказывается!) "постоянно избивал Ольгу". В суд за клевету не подаст. А это, между прочим, Ст. 128.1 УК РФ. И вменить её можно и уважаемой вдове, и уважаемой редакции , что допустила и не остановила. А между тем, Майя Андреевна и сама бы с удовольствием навешала Ольге Сергеевне по её "штучному обаянию". Потому что нефиг! "Мистически взаимопонимать" чужого мужа на глазах у жены! Бесстыжая! Вот почему, одним - всё, а другим - ?... И режиссёры её любят, и зрители, и (чёрт бы их побрал!) мужчины, и даже "дети-фоменки" её обожают (предатели!). А меня? И ведь я обо всех сиротках позаботилась. И не надо мне говорить, что "Дело помощи детям должно находиться в тайне"! А я? Я чем хуже? Где? Где моё белое пальто? А больше всего возмущает, когда некоторые осмеливаются шутить. Кто позволил? Женщина должна сидеть дома! "Готовить мужу здоровую еду" (ну и что, что он любит окрошку!), отнимать у него конфеты, притаскивать на себе домой... И верить. Что "придёт время" (белый голубь обещал) ! И тогда, облачившись в чёрное (ненадолго. мы ведь помним, что потом будет и белое) можно будет собрать всю муть, что накипела за долгие годы семейного счастья, и выплеснуть на могилу любимого мужа! "Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности - могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка..." -- но отсутствие ума, такта и чувства юмора останутся с ней навсегда.
  • Аватар

    25.05.2018 12:14 #
    Ракета-2408, ну откуда берутся схожие с вами моралистки?! Нет публикации, под которой бы не отметились со своими высокодуховными сентенциями! С ними вам не сюда, а в околонаучные журналы "Вопросы философии" и "Вопросы этики". Хотя вряд ли они до сих пор выходят.

  • #createdAt# #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение


    Войти как пользователь

    Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    или