Полная версия сайта

Майя Тупикова-Фоменко: «Петр остался для меня загадкой»

На протяжении всех лет, проведенных рядом, я не переставала поражаться, сколько в нем всего намешано!

Петр Фоменко

Самостоятельная попытка сына поступить после школы в училище имени Щукина обернулась неудачей. Андрей отправился в военкомат и попросился в ракетные войска. Отслужив два года, устроился монтировщиком и реквизитором в Театр Вахтангова, а летом снова подал документы в «Щуку» и был принят без всякой протекции.

После получения диплома сын служил актером в Русском драматическом театре Карелии. Потом вернулся в Москву — играл в областном театре имени Островского и в театре «Драматург».

Потом серьезно увлекся режиссурой и драматургией. Фоменко видел несколько спектаклей Андрея, за что-то хвалил, за что-то критиковал. Знакомые любопытствовали: «Что, Петр не может взять Андрюшу к себе очередным режиссером? Тебе же стоит только попросить!» Эти люди совсем не знали ни Фоменко, ни меня, которой и в голову не пришло бы обратиться к мужу с подобной просьбой.

Во всем, что касается театра, Петр Наумович был абсолютно бескомпромиссным человеком. Со своим бывшим учеником, любимым актером Сережей Тарамаевым, игравшим главные роли в «Одной абсолютно счастливой деревне» и «Семейном счастье», расстался в одночасье, как только тот выдвинул ультиматум. Сергей очень хотел устроить в театр молодую жену Любовь Львову, несколько раз приходил с этой просьбой к худруку, но слышал: «Труппе не нужна актриса такого плана». В конце концов Тарамаев вспылил:

— Тогда и я уйду!

— Уходи! — ответил Фоменко.

Сергей уволился, а Петя потом еще долго ждал, что он вернется.

Ну вот, я опять перескочила через несколько десятилетий. Возвращаюсь в шестидесятые.

В 1966 году в Театре Маяковского состоялась премьера «Смерти Тарелкина» по Сухово-Кобылину, где главные роли сыграли приглашенные Фоменко Леша Эйбоженко и Саша Косолапов (да-да, тот самый, что изображал Книппер-Чехову). Абсолютно авангардистская постановка произвела эффект разорвавшейся бомбы, вскоре спектакль закрыли.

За следующие полтора года Петя поставил два спектакля в студенческом театре МГУ, начал репетировать «Носорога» Ионеско, однако работа над пьесой была прекращена по распоряжению Московского горкома партии.

Параллельно с театром МГУ было «Дознание» по Петеру Вайсу на «Таганке» с Демидовой, Губенко и Калягиным. Выслушав замечания худрука Любимова, Фоменко отказался подгонять постановку под общую стилистику театра — и попрощался. После его ухода «Дознание» сыграли несколько раз, после чего Юрий Петрович снял спектакль с репертуара.

А в Театре на Малой Бронной, репетируя комедию Шекспира «Как вам это понравится», Петру Наумовичу не удалось найти общий язык с Ольгой Яковлевой, из-за чего спектакль не получился. Актриса была назначена на роль Розалинды, но не желая работать ни с кем кроме Эфроса, на репетициях у Фоменко устраивала форменный саботаж. Другие великолепные актеры-«эфросовцы»: Гафт, Дуров, Смирнитский, Ширвиндт — репетировали с полной отдачей, а Яковлева бастовала. В конце концов Петя сказал, что работать с ней не будет и что ему нужна другая актриса.

В три часа ночи в коммуналке, где жили Фоменко, раздается звонок в дверь. На пороге — Эфрос: «Петя, надо поговорить». Хозяин извиняется, что не может пригласить в комнату, где спят «две старушки», и они с Эфросом до рассвета гуляют по летней Москве. Анатолию Васильевичу удается уговорить Петра не снимать Яковлеву с роли, и он супротив души доводит спектакль до выпуска. Я была на прогоне и могу сказать: в постановке было много интересного, замечательные актерские работы, удивительные режиссерские находки. Но с Розалиндой так и не заладилось... Скоро постановка была снята.

Подпишись на канал 7Дней.ru


Комментарии



Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или