Полная версия сайта

Майя Тупикова-Фоменко: «Петр остался для меня загадкой»

На протяжении всех лет, проведенных рядом, я не переставала поражаться, сколько в нем всего намешано!

Петр Фоменко

Самостоятельная попытка сына поступить после школы в училище имени Щукина обернулась неудачей. Андрей отправился в военкомат и попросился в ракетные войска. Отслужив два года, устроился монтировщиком и реквизитором в Театр Вахтангова, а летом снова подал документы в «Щуку» и был принят без всякой протекции.

После получения диплома сын служил актером в Русском драматическом театре Карелии. Потом вернулся в Москву — играл в областном театре имени Островского и в театре «Драматург».

Потом серьезно увлекся режиссурой и драматургией. Фоменко видел несколько спектаклей Андрея, за что-то хвалил, за что-то критиковал. Знакомые любопытствовали: «Что, Петр не может взять Андрюшу к себе очередным режиссером? Тебе же стоит только попросить!» Эти люди совсем не знали ни Фоменко, ни меня, которой и в голову не пришло бы обратиться к мужу с подобной просьбой.

Во всем, что касается театра, Петр Наумович был абсолютно бескомпромиссным человеком. Со своим бывшим учеником, любимым актером Сережей Тарамаевым, игравшим главные роли в «Одной абсолютно счастливой деревне» и «Семейном счастье», расстался в одночасье, как только тот выдвинул ультиматум. Сергей очень хотел устроить в театр молодую жену Любовь Львову, несколько раз приходил с этой просьбой к худруку, но слышал: «Труппе не нужна актриса такого плана». В конце концов Тарамаев вспылил:

— Тогда и я уйду!

— Уходи! — ответил Фоменко.

Сергей уволился, а Петя потом еще долго ждал, что он вернется.

Ну вот, я опять перескочила через несколько десятилетий. Возвращаюсь в шестидесятые.

В 1966 году в Театре Маяковского состоялась премьера «Смерти Тарелкина» по Сухово-Кобылину, где главные роли сыграли приглашенные Фоменко Леша Эйбоженко и Саша Косолапов (да-да, тот самый, что изображал Книппер-Чехову). Абсолютно авангардистская постановка произвела эффект разорвавшейся бомбы, вскоре спектакль закрыли.

За следующие полтора года Петя поставил два спектакля в студенческом театре МГУ, начал репетировать «Носорога» Ионеско, однако работа над пьесой была прекращена по распоряжению Московского горкома партии.

Параллельно с театром МГУ было «Дознание» по Петеру Вайсу на «Таганке» с Демидовой, Губенко и Калягиным. Выслушав замечания худрука Любимова, Фоменко отказался подгонять постановку под общую стилистику театра — и попрощался. После его ухода «Дознание» сыграли несколько раз, после чего Юрий Петрович снял спектакль с репертуара.

А в Театре на Малой Бронной, репетируя комедию Шекспира «Как вам это понравится», Петру Наумовичу не удалось найти общий язык с Ольгой Яковлевой, из-за чего спектакль не получился. Актриса была назначена на роль Розалинды, но не желая работать ни с кем кроме Эфроса, на репетициях у Фоменко устраивала форменный саботаж. Другие великолепные актеры-«эфросовцы»: Гафт, Дуров, Смирнитский, Ширвиндт — репетировали с полной отдачей, а Яковлева бастовала. В конце концов Петя сказал, что работать с ней не будет и что ему нужна другая актриса.

В три часа ночи в коммуналке, где жили Фоменко, раздается звонок в дверь. На пороге — Эфрос: «Петя, надо поговорить». Хозяин извиняется, что не может пригласить в комнату, где спят «две старушки», и они с Эфросом до рассвета гуляют по летней Москве. Анатолию Васильевичу удается уговорить Петра не снимать Яковлеву с роли, и он супротив души доводит спектакль до выпуска. Я была на прогоне и могу сказать: в постановке было много интересного, замечательные актерские работы, удивительные режиссерские находки. Но с Розалиндой так и не заладилось... Скоро постановка была снята.

комментировать

Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...

Рейтинги

ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ

  • #
    Тошно читать, как жена "понимает" мужа и прощает все его похождения. Лгун - изворотлив,хитер, целые сериалы для "мудрой" жены, чтобы удрать к очередной бабенке для изучения доскональностей. Талант никто не отменял. И режиссер хороший.Но так поганить семейные отношения? Впечатление, что полазил по по помойкам, прочтя все это.

  • #
    " -- Граждане! - сказал Остап, открывая заседание. - Жизнь диктует свои законы, свои жестокие законы. Я не стану говорить вам о цели нашего собрания, - она вам известна. Цель святая. " А цель была - надев белое пальто, воздать всем! И прежде всего двоим. Горячо любимому "мужу-подлецу" (натерпелась!) и "распущенной" О.Антоновой (а чо она ,как бельмо в глазу?!). Только не учла уважаемая Майя Андреевна, что несподручно в белом-то навозом кидаться. Во-первых, это некрасиво... Во-вторых, трудно при этом самой не испачкаться. Белое-то - оно маркое. ""Долг предписывает каждой вдове (писателя) усердно заботиться об увековечении памяти мужа" (Андре Моруа). Увековечила. Теперь все, кто прочёл опус в бумажном виде журнала ( т.е. без комментариев, возможных в электронном варианте) будут уверены, что режиссёр был негодяем. Кидал женщин, детей, актёров. Использовал всех... А Антонова была ( а возможно и есть, с такой станется!) бесталанной нимфоманкой, мистическим (ну, куда же без мистики?) образом попавшей на сцену. А вот, почему-то тема личной жизни "любимой Максаковой" не раскрыта ! А ведь есть, о чём поведать миру! И о криминальной стороне жизни её детей. И о том, как "трогательно заботливая" отжала квартиру в центре Москвы у старой мхатовской актрисы, бросив старушку в лапах аферистов. И о Лёве Збарском. Но нет. Корзинка с вкусностями перевешивает. Или это материал для другого номера журнала? Да и о своих похождениях в "легкомысленный" период наша героиня как-то скупо. Мимоходом. А где подробности? Скромна. Про Антонову ей интересней. Можно дать волю фантазии. Помечтать о возмездии. Вот пусть хоть например, первый муж "колотит её почём зря"! А что? Марамзин далеко. "Караван" не читает. Не узнает, что (оказывается!) "постоянно избивал Ольгу". В суд за клевету не подаст. А это, между прочим, Ст. 128.1 УК РФ. И вменить её можно и уважаемой вдове, и уважаемой редакции , что допустила и не остановила. А между тем, Майя Андреевна и сама бы с удовольствием навешала Ольге Сергеевне по её "штучному обаянию". Потому что нефиг! "Мистически взаимопонимать" чужого мужа на глазах у жены! Бесстыжая! Вот почему, одним - всё, а другим - ?... И режиссёры её любят, и зрители, и (чёрт бы их побрал!) мужчины, и даже "дети-фоменки" её обожают (предатели!). А меня? И ведь я обо всех сиротках позаботилась. И не надо мне говорить, что "Дело помощи детям должно находиться в тайне"! А я? Я чем хуже? Где? Где моё белое пальто? А больше всего возмущает, когда некоторые осмеливаются шутить. Кто позволил? Женщина должна сидеть дома! "Готовить мужу здоровую еду" (ну и что, что он любит окрошку!), отнимать у него конфеты, притаскивать на себе домой... И верить. Что "придёт время" (белый голубь обещал) ! И тогда, облачившись в чёрное (ненадолго. мы ведь помним, что потом будет и белое) можно будет собрать всю муть, что накипела за долгие годы семейного счастья, и выплеснуть на могилу любимого мужа! "Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности - могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка..." -- но отсутствие ума, такта и чувства юмора останутся с ней навсегда.
  • Лилия

    #
    Ракета-2408, ну откуда берутся схожие с вами моралистки?! Нет публикации, под которой бы не отметились со своими высокодуховными сентенциями! С ними вам не сюда, а в околонаучные журналы "Вопросы философии" и "Вопросы этики". Хотя вряд ли они до сих пор выходят.

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение



    Войти как пользователь

    Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    или