Выжив «вздорного старика» из театра, Теляковский вздохнул с облегчением, но обрадовался он рано: фактическое отстранение Петипа вызвало недовольство и толки. Артисты «Мариинки» предавали директора анафеме и бунтовали. Возмущались и газеты. «Имя г. Петипа исчезло с афиши, что многих ввело в заблуждение: не другой ли это балет? Он и был наполовину другим, потому что включили новые танцы, — негодовал «Петербургский дневник театрала» от двадцать седьмого февраля 1905 года по поводу «Дон Кихота». — Нам непонятно, мы буквально удивлены, что от постановки собственного балета отдален г. Петипа». А «Новое время» опубликовало «Письмо в редакцию», в котором хореограф со свойственной ему прямотой объяснил причины отставки: «Действительно, я отстранен от руководства петербургским балетом, но не потому, что стар и утратил понимание и вкус, а потому, что за свою долгую службу привык работать самостоятельно, подчиняясь лишь требованиям искусства, а не капризам г.г. чиновников, вмешивающихся во все и распоряжающихся не только распределением ролей, но и постановкой балетов».
Волна возмущения еще долго не утихала. В 1907-м в Мариинском театре отмечалось двадцатипятилетие творческой деятельности Александра Глазунова. В своей речи композитор сердечно поблагодарил Мариуса Ивановича — постановщика всех своих балетов. Публика и артисты устроили восьмидесятидевятилетнему хореографу, присутствовавшему в партере, демонстративную овацию.
Метивший на место Петипа Николай Легат, к которому Теляковский был очень расположен, в ноябре 1905 года все-таки получил эту должность, но числился лишь вторым балетмейстером. Место главного так и оставалось вакантным еще пять лет — вплоть до кончины Петипа.
...Мариус Иванович всю жизнь страдал хроническим бронхитом. «Кашляю как собака», — постоянно жаловался в дневнике. Слабым здоровьем отличалась и Вера: совсем молодой заболела туберкулезом и не смогла продолжить карьеру балерины.