Мариус Петипа. Русский француз

Петипа устал от фокусов Матильды. Любовница нескольких великих князей, прима старалась дать понять, кто в театре истинная хозяйка, с упоением предаваясь закулисным интригам.
Нина Белова
|
01 Апреля 2018
Мариус Петипа
Когда пятидесятипятилетний Мариус Иванович встретил вторую жену, он «впервые узнал, что значит приятный домашний очаг»
Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

По свидетельству современников, большое семейство Петипа было дружным и шумным. Младшая дочь Вера вспоминала: «Отец — очень подвижный, углубленный в свою работу, пунктуальный, весь в своем искусстве. Мама — живая, вся в настроениях, вне времени, очень рассеянная и с большим юмором». К слову, почти все дети связали судьбу с искусством: сыновья стали драматическими актерами, дочери танцевали на сцене. Самой талантливой оказалась старшая дочь Петипа Мария: отец сделал из нее звезду.

В мае 1888 года директор Императорских театров Иван Александрович Всеволожский пригласил хореографа для «серьезного разговора». Пригладив разделенные на прямой пробор волосы и вставив в глаз монокль, неожиданно предложил:

— А не замахнуться ли нам на новый балет, Мариус Иванович? Сочиним с вами либретто, а музыку предложим написать господину Чайковскому.

— Но после неудачи с «Лебединым озером» Петр Ильич зарекся писать музыку для балетов, — напомнил Петипа.

— Попробуем уговорить. Довольно уже Пуни и Минкуса — этих ремесленников от музыки. Хочу, чтобы над нашим балетом работал большой русский композитор.

Тонкий ценитель искусства, Всеволожский давно мечтал о грандиозном спектакле-феерии, который показал бы всему миру неограниченные возможности петербургского балета. Директор возлагал большие надежды на талант своего визави, проявившийся во всю мощь десять лет назад, в 1877-м, когда Петипа поставил «Баядерку» — с экзотическими танцами, изысканной сценографией и завораживающим «Царством теней».

Всеволожский уже нашел литературную основу для своей задумки — сказку Шарля Перро «Спящая красавица». Бывший дипломат руководствовался политическими мотивами: в русском обществе горячо поддерживали курс Александра III на сближение с Францией.

Чайковский был вплотную занят сочинением Пятой симфонии, но ознакомившись с либретто, тут же сделал первые наброски. «Я буду сочинять музыку к вашей хореографии, а не вы будете приспосабливать хореографию к моей музыке», — написал он семидесятилетнему Петипа и попросил подробный план спектакля. На большом письменном столе Мариуса Ивановича, заваленном бумагами, до глубокой ночи горели две свечи под абажуром: балетмейстеру пришлось сочинять сценарий, в котором помимо содержания и особых пожеланий были обозначены продолжительность танцев в тактах и их метрические размеры.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 15
Станете королевой корпоратива: в чем отметить Новый год 2026 на работе
В Новый год каждая женщина хочет почувствовать себя звездой, и правильное платье может помочь в этом. Подходящий наряд может стать ключевым элементом образа, радовать глаз и прибавлять уверенность. Стилист Алена Носкова рассказала, каким платьям следует отдать предпочтение на корпоративе.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая