Полная версия сайта

Мариус Петипа. Русский француз

Петипа устал от фокусов Матильды. Любовница нескольких великих князей, прима старалась дать понять, кто в театре истинная хозяйка, с упоением предаваясь закулисным интригам.

Владимир Теляковский

— Папа, а кто будет танцевать Флору? (Речь шла о главной роли в балете Дриго «Пробуждение Флоры».)

— Конечно ты, моя радость, — ответил он. Но на самом деле схитрил: отдал дочери роль весной — в конце сезона, когда публика в театре в основном случайная. А осенью Флорой стала Павлова. Люба с матерью тихо плакали за дверью кабинета главы семейства, но открыто возмутиться не решились. Пришлось Мариусу Ивановичу прогуляться на Невский проспект за двухфунтовой бонбоньеркой шоколада от Крафта — надо было как-то налаживать отношения.

В 1903 году Петипа решил возобновить для Анны «Жизель». В день премьеры и титулованный цветник лож, и чиновная знать партера, и демократичная галерка сгорали от нетерпения. Павлова и балетмейстер стояли в кулисах. Он давал последние наставления, но она уже ничего не слышала — так билось сердце.

— Мариус Иванович, я вас люблю, — выдохнула Анна.

— С Богом, ma bellе.

Балерина перекрестилась и выпорхнула на сцену, старый хореограф не сводил с нее глаз. Поворот лебединой шеи, опущенная головка, натуральное «заикание» в движении — понадобилось всего несколько штрихов, чтобы Жизель зажила на сцене реальной жизнью.

Петипа навсегда остался для Анны великим мастером и художником-чародеем. Став знаменитостью, она не забывала старика и при первой же возможности его навещала. «У меня бывает Павлова и проходит со мной сцены из балета», — сообщил Мариус Иванович журналисту первого мая 1907 года, в день шестидесятилетия своей сценической деятельности в России.

Формальной отставки он так и не получил. Семнадцатого февраля 1903-го из конторы Императорских театров пришло письмо, в котором сообщалось: Николай II «изъявил желание», чтобы Петипа оставался первым балетмейстером до конца жизни с жалованьем в девять тысяч рублей. Однако дирекция во главе с Теляковским по-прежнему ставила палки в колеса. В начале следующего года Мариус Иванович записал в дневнике: «В театре репетируют «Спящую красавицу». Я на репетицию не иду. Меня не уведомляют». В конце января еще одна запись: «На эрмитажной афише «Романа бутона розы» не сказано, что танцы поставлены мной. Есть только фамилия автора декораций, костюмов и т. д. Директор — свинья». И наконец печальный итог: «Моя прекрасная артистическая карьера закончена. А у меня хватает еще сил работать. Между тем, 11 марта мне исполнится 86 лет».

Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




Комментарии



Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или