Римма Казакова. Печаль материнского сердца

О своей подруге, знаменитой поэтессе-шестидесятнице, рассказывает Татьяна Кузовлева.
Беседовала Елена Михайлина
|
29 Января 2016
Федор и Софья Казаковы
Бог ли одарил Римму немереной выносливостью, или родители — отец, белорус из батрацкой семьи, воевавший в Красной армии, или еврейская мама, с револьвером на боку участвовавшая в рейдах по деревням? Федор и Софья Казаковы
Фото: Государственный литературный музей

— А что мы не пьем?

Моравиа не пошевельнулся. Переводчица передала ее фразу как изысканное приглашение выпить за дружбу. Не надеясь на ответ, Римма неожиданно, полуобернувшись к нему, просунула указательный пальчик левой руки под красный галстук застывшего от неожиданности соседа, между двумя пуговицами его рубашки, и легонько поскребла ноготком его грудь. После чего поднесла к его губам рюмку и что-то произнесла по-итальянски, очевидно интимное, потому что переводчица тут же возмущенно поджала губы. Удивленно вскинув огромные серебристые брови, Моравиа пристально вгляделся в лицо секретаря СП СССР по пропаганде, но водку принял.

— Молодец! — Римма подцепила вилкой шляпку маринованного масленка и, уже не оборачиваясь к писателю, даже не глядя на него, как-то сбоку попала масленком в рот не сопротивлявшегося классика итальянской литературы.

Моложавые отцы итальянского неореализма выпили по второй.

Это был удобный момент для книжного чиновника вклиниться в застолье и произнести хвалебную речь, для которой, видимо, он и был откомандирован на обед. Чиновник отер салфеткой губы, ловко поднялся и начал примерно так:

— Для нас в Советском Союзе большая честь принимать у себя, особенно в творческой среде, такого замечательного писателя, как Альберто Моравиа. Его глубоко социальный роман «Я и Он» нашел широкий отклик в сердцах советских читателей. Верность мужской дружбе, взаимовыручка в трудную минуту, идеалы чести и порядочности, незыблемые даже в западном мире, наконец любовь к родной земле — вот что привлекает...

— Боже мой, — с ужасом одними губами пролепетала переводчица, но я, сидевшая подле нее, все-таки расслышала. — Боже мой, — повторила она, — что он несет? Это же роман об авторе и его половом члене! О господи...

После отбытия сидевших в торце стола референта по итальянской литературе Иностранной комиссии СП СССР и книжного чиновника обстановка за столом значительно потеплела. О конфликте не было сказано ни слова. Выходя на улицу, Римма еще какое-то время сокрушалась, что недопрощалась с гостями, самоотверженно повторяя: «Я сделала все, что могла!» Она и вправду сделала для нейтрализации скандала все, что могла, и вряд ли это удалось бы кому-нибудь лучше.

У выхода из ЦДЛ ее ждала служебная машина. Со стороны никто бы не подумал, что держится она на пределе сил, что дома ее ждет клубок неразрешимых проблем...

— Откуда, по-вашему, в людях берется такая внутренняя сила?

— Сложно сказать... Бог ли одарил Римму ее немереной физической выносливостью, или родители (отец, белорус из батрацкой семьи, в юности подавшийся в Красную армию и дошедший во время Великой Отечественной до Берлина, или мама, худенькой еврейской девочкой в кожанке не по росту, в красной косынке на непокорных черных кудрях, с револьвером на боку отважно участвовавшая в рейдах по окрестным деревням в жестокую пору раскулачивания — как ее не пристрелили?) передали ей свои горячие гены. Факт остается фактом: сколько она ни тратила себя — всегда щедро, безоглядно, иногда безрассудно, то во имя справедливости, то ради вспыхнувшей страсти, — запас этих сил казался неистощимым. К тому же взявшись за любое дело, она доводила его до конца.

Рассказывала: ее появление на свет было внезапным — подруга матери в шутку направила мужнин револьвер, уверенная, что он не заряжен, сначала на свою голову, а потом на Софью Александровну, которая была на сносях. Грянул выстрел, опаливший висок беременной, начались роды... Случилось это двадцать седьмого января 1932 года.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог