Полная версия сайта

Валерий Усков. Близкие люди

Уникальное интервью кинорежиссера, в котором он рассказывает, как вместе с братом Владимиром Краснопольским нашел в провинциальном театре Петра Вельяминова, и почему отказался снимать Арнольда Шварценеггера в роли Ермака.

Надежда Румянцева

В глубь страны движется эшелон с пленными немцами, к концу состава прицеплен вагон, куда по дороге подсаживаются раненый солдат с девочкой, фронтовая актриса, нищий. В пути каждый рассказывает свою историю. Искалеченные войной судьбы, почерневшие от горя души, но несмотря на это, люди не разучились сочувствовать и готовы помогать друг другу.

После того как картина была показана в кинотеатрах, мы с Володей получили массу благодарственных писем. Профессионалы тоже ее заметили — меня и брата пригласили на работу сразу несколько кинообъединений. Но мы, ни минуты не колеблясь, пошли на «Мосфильм», к Пырьеву. К тому времени Иван Александрович уже собрал под своим крылом классную команду: Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Алексей Салтыков, Константин Воинов. Мы с Володей были последними, кого он привел на киностудию, которую по праву считал своим детищем.

Сейчас часто можно прочитать или услышать, что Пырьев был жестким, даже жестоким человеком. С первым, пожалуй, можно согласиться, а вот со вторым — никогда. А жесткость, требовательность шли от того, что Пырьев относился к кино как к очень серьезному, не терпящему ни малейшей халтуры делу. Мы с Володей готовились к съемкам картины «Таежный десант». Художница по костюмам принесла эскизы, стала раскладывать на столе. В этот момент в комнату вошел Пырьев. Побелев от гнева, схватил листы с набросками и вышвырнул в окно. Грозно взглянул на художницу: «Как вы могли принести режиссерам какие-то почеркушки на мятых клочках?! Идите и вместе с художником-постановщиком сделайте так, как положено!

Детально прорисованные красивые эскизы развесьте на стене и только потом пригласите режиссеров смотреть!» Когда за художницей закрылась дверь, Иван Александрович вдруг упал перед нами на колени: «Мы двадцать пять лет жизни отдали, чтобы поднять уровень режиссуры! Умоляю — не роняйте его!» И в этом жесте, и в словах не было ни капли театральности, позерства или желания нас обескуражить. Только неподдельная боль.

Другой случай произошел во время натурных съемок. Ассистент режиссера появился на площадке в белоснежном костюме и при шляпе. Смерив его с головы до ног суровым взглядом, Пырьев рявкнул: «Ты у нас кто? Звезда экрана? Ах нет?! Тогда бери в руки лопату и раскидывай по дороге вон ту кучу чернозема. Через полчаса подъедет пожарная машина, будет заливать водой. Для эпизода нужна непролазная грязь — твоя задача ее обеспечить!» И лощеный ассистент безропотно отправился выполнять поставленную задачу.

Актерам тоже не приходилось ждать от Пырьева сюсюканья, но их Иван Александрович искренне любил. Историю, связанную с актрисой Надеждой Румянцевой, нам рассказали мосфильмовские костюмеры. Дверь в пошивочный цех была приоткрыта, и проходя мимо, Пырьев увидел на Наде, которая готовилась примерить платье для новой картины, штопаное нижнее бельишко. Влетел пулей внутрь:

Комментарии

Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или