Полная версия сайта

Валерий Усков. Близкие люди

Уникальное интервью кинорежиссера, в котором он рассказывает, как вместе с братом Владимиром Краснопольским нашел в провинциальном театре Петра Вельяминова, и почему отказался снимать Арнольда Шварценеггера в роли Ермака.

Ефим Копелян  и Ада Роговцева
AD

Дед взял время подумать до утра, а ночью вместе с дочкой ушел к партизанам. Несмотря на преклонный возраст, воевал отчаянно, даже участвовал в подрыве вражеских эшелонов. Однажды ночью лагерь партизан захватили немцы. Напали так внезапно, что не встретили сопротивления. Мелентия Ускова и еще нескольких мужиков выстроили в шеренгу и расстреляли на глазах у остальных. Казнь отца видела и Маня. Вскоре ее угнали на работу в Прибалтику. Когда тетя рассказывала про расстрел деда Мелентия, я еще держался, но слушать ее повествование о двух годах рабства, об издевательствах хозяев без слез не мог...

Отец уехал из Вохмы в Москву в самом начале двадцатых, еще до того, как деда раскулачили. На родине он был активным комсомольцем, перебравшись в столицу, сразу вступил в партию. Прекрасный организатор, талантливый оратор, человек, искренне веривший в идеалы революции. Его очень ценили, но когда кто-то донес, что Иван Усков — сын кулака, прошлые заслуги были тут же забыты. Отца заклеймили, выгнали из партии и выдворили из Москвы. Он уехал в Пермь и там (до сих пор поражаюсь, как ему это удалось, — вероятно, скрыл свое происхождение) поступил на сельскохозяйственный факультет университета. А мама училась на медицинском. Оба были активистами и познакомились, участвуя в подготовке очередного университетского праздника. В 1931 году поженились, а в апреле 1933-го родился я.

Спустя два месяца после моего появления на свет в кроватке появился сосед — брат Вова. Владимир Аркадьевич Краснопольский. Жившие рядом бабушки, родные сестры, часто укладывали нас в одну кроватку, чтобы иметь возможность сбегать в магазин или поработать в огороде. Стоило одному проснуться, он тут же криком будил другого. Концерты нашего дуэта слышал весь дом. В детский сад мы ходили вместе, потом десять лет сидели за одной партой. Получив аттестаты, отправились поступать во ВГИК, однако там нам дали от ворот поворот: в 1950 году на режиссерский факультет выпускников средних школ не брали, аргументируя тем, что обучаться этой профессии должны люди с жизненным опытом. Очень верная, между прочим, установка.

Мы поступили в Уральский государственный университет: я — на факультет журналистики, Володя — на филологический. После окончания два года отработали по полученным специальностям: я — корреспондентом в газетах, потом редактором и ассистентом режиссера на Свердловской киностудии; Краснопольский — преподавателем русского языка и литературы в Пермском балетном училище. А в 1957-м, продолжая грезить кинорежиссурой, решили во второй раз штурмовать ВГИК. Были приняты на отделение документального кино, в мастерскую Ильи Петровича Копалина — выдающегося мастера, получившего «Оскар» за фильм «Разгром немецких войск под Москвой».

Папа умер, когда я еще учился в школе. Ушел в сорок девять лет. Мама делала для него все, что могла: лечила, ухаживала, но заставить работать вконец износившееся сердце было не в ее силах. О том, что серьезно болен, отец узнал в военкомате, куда пошел сразу после объявления о начале войны. Просил отправить на фронт добровольцем, но возглавлявший медкомиссию старый врач, едва взглянув на него, строго спросил:

AD
Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
  • Olga

    #
    Спасибо за прекрасный рассказ! В ваших сериалах на первом плане всегда была и остаётся человеческая судьба со всеми своими радостями и невзгодами. Ваши фильмы отличаются искренностью и профессионализмом. Хочется пожелать Вам долгих лет жизни и творчества, а также чтобы у Вас получилось снять этот полный трагизма эпизод встречи отца и сына на пероне. Удачи Вам!
  • Нина

    #
    <<> А в чем уникальность этой занудной лабуды?????>> Журнал делается для людей разных поколений. Поверьте, тем, кто вырос на фильмах "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов", а это было популярнейшие фильмы своего времени, воспоминания Ускова никогда не покажутся "лабудой". Для них "лабуда" - это рассказы о своей жизни молодых звезд из сериалов. Вот и приходится каждый раз проходить между Сциллой и Харибдой. Или они для вас тоже ветхозаветная лабуда?

  • #
    Как то так не очень приятно было читать про Юлию...И еще, как посетовал, что остался без подарка в париже, не на ту, так сказать поставил. мне не нравятся его фильмы. сюжеты хорошие, и режиссер на слабую 4-ку. отвратительный грим, просто отвратительный во всех фильмах. помню как у Кошки (не помню сериал) была на короткие волосы привязана или приклеена коса, было так смешно смотреть. Нина сама героиня неприятная особа, без верхней губы. Про Дом с лилиями, и клумбы с бумажными цветами вообще молчу. Вот Ночные забавы - да. неплохой фильм. И знаю ещё от одной знакомой, которая лично была знакома с Усковым, что охоч он до девчонок молодых был всегда. Не знаю, мне он не нравится.

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение

    Войти как пользователь

    Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    или