Сергей Юрский: «Думаю, что мне надо было еще смелее заниматься своим делом и не идти в общем строю»

Директор школы для беспризорников в «Республике ШКИД», Остап Бендер в экранизации «Золотого...
Анастасия Костюкович
|
16 Сентября 2023
Сергей Юрский и Игорь Угольников
Сергей Юрский и Игорь Угольников, 2000-е годы
Фото: С.Петрухин/«7Дней»

— Современная жизнь кажется вам малоинтересной?

— Нет-нет, она мне очень интересна! Но другое дело — она мне абсолютно чужда. Свое, знакомое порой не замечаешь — оно привычно. А вот чужое, колющее — его отмечаешь. Мне кажется, сегодня имеет место не просто измененная, а совершенно перевернутая с ног на голову шкала ценностей. Которая не просто мне, человеку другого поколения, кажется неправильной — она неправильна по отношению к самой человеческой природе. Перевернутость ее для меня очевидна: деньги всегда играли громадную роль в жизни человечества. Насилие человека над человеком присутствовало во все эпохи. Но чтобы все это заняло все наше жизненное пространство — такого еще не было!

— По-вашему, когда начался этот переворот ценностей?

— Я думаю, на грани веков: не в сам Новый год, в ночь с 31 декабря на 1 января 2000 года. Но примерно в миллениум. И весь XX век этот переворот в XXI веке подготовил.

Но в этой ситуации меня ничего не возмущает — меня тревожит! «Возмущает» значит, что я должен устроить какой-то скандал, а это совершенно бессмысленно. Моя борьба в том, что я все еще не бросил свою профессию, хотя, признаюсь, мне уже трудновато выдерживать тот уровень работы, которого требует сцена. Но я ее не бросаю — и в этом мое противостояние.

— Когда ничего нельзя изменить или предотвратить, вам не хотелось бы посвятить остаток своей жизни только тому, что любите, что нравится?

— Но так не получается, даже если хочется. Хотя что-то мне удалось уже сделать: газеты и прочие источники новостей я в своей жизни сократил до минимума. Думаю, сейчас дело дойдет до чтения одной только газеты. А интересоваться ежедневными новостями, как прежде, я перестал, потому что они стали вызывать у меня одно только раздражение. Зачем тогда?

Я еще думаю вот о чем: 30 лет назад попасть на страницы прессы даже после участия в лучшем своем фильме или спектакле было очень трудно. Но если случалось, это было общественным явлением. Сейчас ты можешь написать — о тебе могут написать, ты можешь снять — а можешь сняться сам. Но результат все равно пустой, потому что приходится еще покупать весь земной шар, всех зрителей. Но и на это находятся деньги!

— Вы не раз говорили, что в современном кино и ТВ разочаровались. Почему же остались верны театру?

— А я и в нем разочаровался! Актерская профессия, которой я отдал 50 лет — полвека! — находится сегодня на грани исчезновения, и с театром сегодня, как мне кажется, большой непорядок.

Как вид искусства театр, наверное, не исчезнет полностью, но изменится так, что мы его не узнаем. Он уже мутант! Так же и кинематограф... Некогда театр был главнейшей частью духовной жизни: он был повсюду — не только профессиональный, но и любительский. Теперь КВН есть в каждом городке, в любом учреждении — а это один из мутантов театра. Непрерывный смех — это ли не признак мутации? Стремление к непрерывному дрожанию тела от смеха, это желание уколоть и одновременно обаять, искать не истину, а успех — это же безумие!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Что онлайн-кинотеатр PREMIER покажет в декабре
Комедия о перевоспитании «великим и могучим» русским языком, медицинская драма с Кристиной Асмус, полный метр с Сергеем Шакуровым и новые сезоны полюбившихся сериалов.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая