
Мне кажется, что XXI век переломил время, переломил отношения людей друг к другу, к смыслу жизни, к Богу. Для меня это чуждо и страшно. Нас завлекают в зло фильмами, наполненными кровью, смертями. Я, например, с трудом заставил себя досмотреть до конца фильм Квентина Тарантино «Убить Билла 2», потому что это, по-моему, мещанский, пошлый, сусальный фильм, который почему-то вдруг объявили эталоном мирового кинематографа. Все же догадываюсь, почему он ценится: у нас уже есть привычка такое смотреть. Мы наркотизированы насилием. Без зла и смерти в главной роли мы уже ни читать, ни смотреть ничего не можем. Это очень серьезная и страшная перемена в сердцах и умах людей. И как ни прискорбно это осознавать, вряд ли, даже расплатившись за все наши грехи, мы когда-нибудь очнемся и начнем все сначала, с белого листа...
— Есть еще одна вечная тема: гений и злодейство. По-вашему мнению, таланту дозволено злодействовать?
— Есть мнение, что талант — это некая опухоль, а гений — раковая опухоль, которая вредит всему вокруг. Это явление активно изучал Михаил Зощенко, которого я сейчас перечитываю. Он прослеживает жизни множества людей, которые были чрезвычайно талантливы, но при этом отличались всевозможными пороками...
Я полагаю, что человек свободен быть плохим. Я против только одного — переворачивания сегодня формулы «кто талантлив — тот порочен» в постулат «кто подлец, тот и талант». Это утверждение постепенно становится манком, лозунгом. И многие молодые люди ступают на этот путь, думая, что именно он приведет их к славе. Как попадались в мое время на удочку пьянства: видя, что многие гениальные актеры — пьяницы, начинали путь в актерство с бутылки. В этой связи мне нравится знаменитая фраза Николая Константиновича Симонова, который грешил выпивкой, но когда один из молодых актеров пришел с ним побрататься и выразить свои восторги, Симонов сказал ему: «Не по таланту пьешь!» На мой взгляд, талант — такой же инструмент, как молоток для забивания гвоздей. Не цель, а средство. А вот о целях надо говорить, если ты не тем гвоздем не ту доску не туда прибил. Зло от таланта еще опаснее, чем зло без таланта.