— Где вы познакомились?
— В ресторане в Архангельском. У моей подруги был день рождения, собралось много французов, потому что она замужем за французом. И пришел Влад с какой-то дамой. Я посмотрела на него, и в голове пронеслось: это мой будущий муж. Так оно и случилось. Позже, когда все разъезжались, я стояла и не могла понять, в какую машину мне сесть. Я тоже была со своим приятелем. И в тот момент кто-то взял меня за руку. Смотрю, это мужчина, который мне понравился. Говорю же: судьба! Вскоре мы стали встречаться, а через несколько лет расписались.
Он уговаривал:
— Давай уедем, мне предлагают прекрасную работу в Югославии, дают целое бюро.
Я сказала:
— Не могу, здесь моя Родина, театр, без которого не мыслю жизни.
И он остался, позже работал в Бельгии. Другой бы меня бросил: «Ну и сиди ты в своем театре!» Но Влад меня обожал, и я его любила, прожили вместе 30 лет. Сегодня иногда жалею о том своем решении: жила бы сейчас спокойно у моря где-нибудь на Лазурном Берегу.
— Что удержало вас в театре?
— К нашей завлит Елене Якушкиной приехал иркутский автор Александр Вампилов, которого до этого никто не знал, и привез пьесу «Прошлым летом в Чулимске». На роль следователя Шаманова Андреев пригласил Станислава Любшина. Влюбленную в Шаманова аптекаршу Кашкину начала репетировать другая актриса. Я, как водится, пролетела — ну что поделать? И у той актрисы роль не пошла, Андреев стал пробовать других. Таня Говорова была замечательной артисткой, но не нравилась Любшину, ему было тяжело с ней играть. Кажется, Андреев перебрал всех, пока наконец Любшин не настоял: «Володя, сколько можно? Позови Архангельскую». И Володя сдался.
Это одна из лучших моих театральных работ. Когда я сыграла Кашкину, вжилась в роль, погрузилась в переживания героини, моментально забыла про Париж, выкинула из головы глупые мысли об уходе из профессии. Только сыграв в пьесе Вампилова, поняла, сколько счастья может принести театр.
Мне так и не удалось познакомиться с Вампиловым, он рано ушел. Но в Театре Ермоловой шли его пьесы «Утиная охота», «Старший сын», где я играла. В «Чулимск» я ввелась за две недели. Нащупала правильную интонацию роли своей органикой, нутром, сама что-то учуяла, Андреев сидел на репетициях довольный, сидел и молчал.
Должна сказать, что я обожаю Станислава Любшина. Володя позже ставил с ним «Дядю Ваню». В смысле школы Станислав Андреевич — актер «Современника», поэтому нам было очень легко. Мы как-то сразу нашли тон большой сцены завтрака, когда Кашкина сгорает от ревности. Иногда мы просто импровизировали, каждый раз предлагали что-то новое, что-то придумывали, если Володе нравилось, он оставлял это в спектакле. Понимаете, мы с Любшиным творили. Познакомиться с таким актером, как Слава, большое счастье. Горжусь и люблю наш «Чулимск».
Любшин — человек тихий и скромный. Он не из тех, кто задерживался после спектакля, предлагая: «Давай выпьем», этого близко не было. Ведь как случалось раньше? Кончается спектакль, бутылка уже стоит и ждет в гримерной. Почему артисты и спивались так часто. Сейчас наши молодые актеры после спектакля прыгают в машины, торопятся на съемки в сериалы. И слава Богу! А раньше водку пили, особенно на гастролях, откажешься — значит, не уважаешь.
— Яркий период Театра Ермоловой связан с именем Валерия Фокина.
— Для меня это очень своеобразный большой режиссер, который поставил в Ермоловском театре прекрасные спектакли. «Спортивные сцены 1981 года» выходили с Татьяной Дорониной. Татьяна Васильевна славилась тяжелым характером, с ней намучились гримеры и костюмеры, из которых она вынимала душу. Мне рассказывали, что с партнером Виктором Павловым у них на репетициях чуть до драки не доходило. У Виктора характер тоже будь здоров. Она ему замечание, он: «Заткнись!» Куда там! Она ему еще одно замечание.
Спектакль должен был отправиться на гастроли в Мюнхен и Варшаву. Доронина заявила:
— В Мюнхен поеду, а в Варшаву нет.
Фокин был категоричен:
— Никуда вы не поедете! В труппе есть артистка, которая прекрасно справится с вашей ролью.