Наталья Архангельская: «Тамара Макарова наклонилась к Герасимову и сказала, указывая на меня: «Посмотри, твоя Дуняша пришла»

Станица, которая фигурирует на экране в «Тихом Доне», была построена художниками специально. А жили...
Марина Порк
|
12 Марта 2023
Сергей Герасимов и Тамара Макарова
«Герасимов с Макаровой оставили только двух претенденток: меня и еще одну девочку». Сергей Герасимов и Тамара Макарова, 1966 год
Фото: Александр Невежин/РИА Новости

На «Тихом Доне» мне все давалось легко. Но у меня и роль была не столь сложная, как у девчонок. Может быть, за исключением одной драматической сцены, когда прошусь замуж за Кошевого. Повторюсь, во мне бурлило постоянное ощущение радости, счастья, все меня восхищало.

У партнерш было иначе, множество тяжелых сцен пришлось сыграть Зине, да и Люсе с Элиной тоже. Но они замечательно справились. С Элиной Герасимов иногда бывал строг, потому что она не сразу могла сыграть так, как он хотел. Ей было сложно, тогда Сергей Аполлинариевич начинал показывать, и Элина ухватывала суть.

— Показывал, как играть, несмотря на то что роль женская?

— Да. Говорю же, он был гениальным режиссером.

— Мне даже странно, что в «Тихом Доне» не нашлось роли для Макаровой.

— А кого могла там сыграть Тамара Федоровна? Для Аксиньи она уже была возрастной актрисой.

Позже я не так много снималась, зато у выдающихся мастеров. Герасимов, что называется, задал камертон.

— У Андрея Тарковского вы сыграли в дипломной работе «Каток и скрипка». Как вы познакомились?

— Тогда надо начинать с того, как я пришла в театр «Современник». Когда училась на четвертом курсе ГИТИСа, Олег Ефремов пригласил меня в «Современник», тогда еще совсем молодой театр. Из труппы уволилась Светлана Мизери, которая играла главную роль с мужем Игорем Квашой в спектакле «Два цвета». Олег видел меня в постановках ГИТИСа, наверное, я произвела на него впечатление.

В труппе приняли замечательно, я играла с Олегом в спектакле «Никто». Неожиданно заболела Лиля Толмачева, и меня срочно ввели в постановку, практически за одну ночь. Я должна была выходить на сцену с Ефремовым, дико волновалась, у меня был только один день, чтобы выучить весь текст. И Олег мне очень помог.

Я призналась:

— Олег, очень волнуюсь, вдруг текст выпадет из памяти.

— Запомни раз и навсегда: никогда не думай о тексте. Ты должна смотреть на меня, думать, чего ты от меня хочешь, и ждать ответа. Тогда у тебя все уляжется. Ну, произнесешь ты слова не совсем точно по тексту пьесы, и что? Главное — донести смысл.

Запомнила это на всю жизнь, все-таки школа «Современника» многое мне дала, там все на сцене выглядели живыми, в плане актерского мастерства я очень много там получила.

Однажды в театр приехал Андрей Тарковский. А что тогда для нас значило это имя? Ну Тарковский, ну молодой режиссер. Он подошел ко мне, сказал: «Хотел бы вас попробовать в «Каток и скрипку» в паре с Владимиром Заманским, если вы не против». Конечно, я не возражала. Пробы оказались удачными, Андрей меня утвердил. И хоть это была его студенческая работа, мне не потребовалось много времени, чтобы понять: рядом грандиозно талантливый человек.

Съемки начались в Москве, но столицу накрыла дождливая погода. И тогда группа переместилась в Ереван, где сняли почти всю натуру. Помню, моталась туда на «кукурузнике». Андрей всегда встречал нас в аэропорту, устраивал какой-то ужин, посиделки. Человеком он был сложным, резким, людям с ним приходилось нелегко. Особенно тем, кто работал в съемочной группе. Андрей требовал, чтобы все его задумки воплощались на экране на сто процентов. Когда это по каким-то причинам не выходило, становился резким. Но это никогда не касалось актеров. Распекал он в основном группу. Я тогда не могла в полной мере оценить масштаб его таланта, но работала с большой радостью.

— Как вам работалось с Заманским?

— Он вообще святой человек. Мы очень подружились. Владик всегда предпочитал тишину, углубленность в себя, его актерские процессы проходили внутри. Позже он стал глубоко верующим человеком, храм, вера — это его жизнь. Он женился на актрисе, которая также была воцерковлена. Когда мы снимались у Тарковского, Владик был только в начале пути, но все равно казался не от мира сего. Мы играли с ним и в «Современнике».

Никаких проблем с партнерами у меня никогда не возникало. А после «Тихого Дона» мне поступало множество предложений сниматься. Но вмешались обстоятельства, не имевшие ни малейшего отношения к искусству.

— Какие же?

— Дело в том, что до этого я вышла замуж за актера и режиссера Якова Сегеля. Зрители помнят его по роли Роберта в фильме «Дети капитана Гранта» и хиту Дунаевского «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер». Он был учеником Сергея Герасимова, на «Тихом Доне» мы и познакомились. Яков был на 14 лет меня старше, окончил артиллерийское училище, прошел войну, где получил несколько серьезных ранений.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подпишись на наш канал в Telegram
Константин Хабенский: «Актёра должны знать в лицо»
Художественный руководитель МХТ им. А.П.Чехова, знаменитый актёр и филантроп поговорил в эфире «Радио 7» с ведущим шоу «Вечер на семи холмах» Олегом Машковым о премьере «Сентиментального марша», звёздной болезни и карьере в Голливуде. 

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог