Максим Стоянов: «Колол дрова и читал монолог Гамлета»

Первые полгода я не понимал, где нахожусь, не мог поверить, что со мной Райкин разговаривает....
Марина Порк
|
09 июня 2022
Максим Стоянов
Играл в спектакле «Соломенная шляпка»
на малой сцене МХТ
Фото: из архива М. Стоянова

Я стал хорошо зарабатывать, снял комнату. Кошкин вскоре повысил меня до мастера-прораба.

— Когда же дойдем до актерской карьеры?

— Сейчас расскажу. Моя мама очень любила кино и заразила этой любовью меня. Фильмы я смотрел взахлеб, как только выдавалось свободное время. Даже в прорабской держал дивиди-плеер, пересматривал любимые картины во время обеденного перерыва. В сотый раз смотрел «Ликвидацию» и задавался вопросом: как мой любимый в тот период времени Владимир Машков стал выдающимся актером? Вбивал фамилии своих кумиров — Маковецкого, Машкова, Миронова, Гармаша в поисковик Интернета и понял: все они окончили театральный институт. И тут в голове щелкнуло: я тоже так хочу! Замигала лампочка, появилась навязчивая идея — мне во что бы то ни стало надо в театральный. Следующее, что я вбил в поисковик: как туда поступить? И получил ответ: выучить басню, прозу, стихотворение и с этой программой идти показываться.

Мне повезло, в 2009 году актеров в театральные вузы везде набирали два мастера: в «Щуке» — Любимцев и Галибин, в ГИТИСе — Женовач и Бородин, во ВГИКе — Меньшов и Грамматиков, в «Щепке» — Бейлис и Иванов. И только в Школе-студии МХАТ студентов набирал единственный мастер — Константин Райкин. Не понравился одному, пошел к другому. Главное бегать: читать, выслушивать замечания, приобретать опыт. Мне кажется, если б в самом начале отправился к Райкину, слетел бы с прослушиваний сразу. А я пришел в Школу-студию немного подготовленным. Сначала меня прослушал педагог, но засомневался, отправил на «перетур» к жене Райкина, актрисе и преподавателю актерского мастерства Елене Ивановне Бутенко, обожаю ее! Уверен, во многом обязан своим поступлением именно ей.

Я был абсолютно неотесанным, с закрывавшей лоб челкой, гэкающим, толком ни одной книжки не прочитавшим отморозком. Выучил монолог Рогожина в поезде, прочитал его. Елена Ивановна разнесла в пух и прах: «Боже, ты что, на зоне или в армии? Как ты читаешь? Это же Достоевский! Что мне с тобой делать? Ладно, пропущу тебя на следующий тур, но у меня есть замечания». Конечно же, я их учел, они мне очень помогли.

У Райкина сложился свой пасьянс из потенциальных учеников, он уже решил, кого брать, а кого отправить восвояси. Позже не скрывал, что я был у него на скамейке запасных. Но Елена Ивановна в последний момент предложила серьезно присмотреться к моей кандидатуре, хотя с первого раза я ей не понравился. Туры растянулись на два месяца. Я в числе сотни человек дошел до конкурса, мастеру оставалось выбрать из нас двадцать пять. Перед коллоквиумом встретился с Райкиным. Константин Аркадьевич не скрывал:

— Я не уверен, что возьму тебя. Ты безусловно талантливый человек, но видно, что, прости меня, тупой, ничего не читающий.

А я что, врать буду? Сказал:

— Да, не читал. Когда жрать нечего, не до книжек. Но если дадите шанс, все прочитаю.

— Ты думаешь, если поступишь в институт, загуляешь? Да у меня ученики еле-еле до кровати в общежитии доползают, а на следующее утро с девяти снова пашут на занятиях. И так каждый день, без выходных.

(Чистая правда, занимались мы и по воскресеньям, единственным послаблением было то, что занятия начинались не в девять, а в двенадцать утра.)

— Да, блин, я к этому готов! Так и становятся Машковыми. Пахать надо! Талант как нефть, которая представляет из себя неудобную черную жидкость. Чтобы сделать из нее что-то полезное, надо приложить много сил.

Елена Ивановна потом говорила, что Райкина подкупила моя искренность.

Конкурс запомнился как тотальный стресс, врагу не пожелаю пережить такое. Нас оценивала комиссия — Табаков, Райкин, Гуськов, Шенталинский, Елена Ивановна, Рыжаков, Покровская — в общем, вся актерская кафедра Школы-студии. Вызывали десятками. Я боялся смотреть в сторону преподавателей. Шел читать свой отрывок, как на расстрел! В голове засела мысль: жить мне осталось минут пять. Елена Ивановна потом похвалила: «Хорошо прочитал». Рыжаков тоже высказался: «Хороший парень, самобытный».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 14
Хочу похудеть, но жир с живота плохо уходит
Четыре способа решить проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая