Театр с большой буквы

Я бы назвал его жизнь в Театре неутомимым, неустанным поиском своей Алисы Коонен. Когда-то давно в...
Марина Порк
|
15 Января 2021
Роман Виктюк
С Эриком познакомил Романа я
Фото: из архива А. Фараджева

Виктюк репетировал в Театре на Таганке «Федру» с Аллой Демидовой, Дмитрием Певцовым, Алексеем Серебряковым и с музыкой Эдисона Денисова. Я в работе не участвовал, но Роман то ли по привычке, то ли для дополнительного вдохновения требовал моего присутствия. Возникли трудности с мелодекламацией, с голосоведением. Виктюк искал специалиста по вокалу, который научил бы артистов той мелодекламационной напевности, которую он слышал в голосовой палитре роли Федры. Я привел моего близкого друга — уникального певца-альта Эрика Курмангалиева. Так на репетиции «Федры» я их и познакомил.

Одновременно с «Федрой» Рома ставил пьесу Альдо Николаи «Черный как канарейка» в Первом московском областном драматическом театре для своей давней подруги актрисы Светланы Пархомчик. Днем он репетировал «Федру», а вечером или в свободный день мы ехали в областной театр, который тогда находился в монастыре на Никольской рядом с Красной площадью — там была его репетиционная база.

Видимо, контраст масштаба работы над «Федрой» и над этим в сравнении с ней проходным для него спектаклем вызывали в Романе страшное раздражение. Виктюк вымещал все свои негативные эмоции на бедной Свете. На одной из очень злых Роминых репетиций случилось так, что долгое время не было необходимости в музыке, а Рома как раз разошелся. Я от нечего делать вставил в магнитолу пустую кассету и включил на запись. Мне посчастливилось зафиксировать яркую, типичную виктюковскую репетицию, одну из тех, на которые сбегалась театральная Москва.

Спустя десять лет фрагменты этой записи я опубликовал в своем аудиоальбоме «Музыка в спектаклях Романа Виктюка». Конечно, пришлось вычистить весь мат, вырезать некоторые Ромины рискованные политические высказывания и оскорбительные отзывы о некоторых театральных знаменитостях, которые Виктюк позволял себе в репетиционном пылу. По эмоции, по голосу, по интонациям это был тот самый Виктюк, в которого в одно мгновение все влюблялись и начинали бегать на его репетиции.

Вскоре после премьеры «Священных чудовищ», зимой 1987—1988 года, начались репетиции «Служанок» в театре «Сатирикон». Заняться музыкой будущего спектакля Виктюк попросил меня. Рома приехал ко мне и сказал: «Опять французская драматургия, Жене». У меня возникла идея построить музыкальное решение спектакля на одной песне в звучании мужского и женского голосов. Я остановился на Je suis malade Сержа Лама в его авторском исполнении и в исполнении Далиды. Но когда поставили их рядом, стало понятно, что Лама отпадает. Его исполнение было скорее бардовским, с отчетливым социальным подтекстом, а Далида пела мощно, трагично — о Любви.

В «Сатирикон» я ходил пешком. Этот период для меня, с одной стороны, яркий и счастливый, а с другой — тяжелый и мрачный. В театре шли волшебные, магические, завораживающие репетиции, а в жизни в это же время я переживал самую тяжелую личную драму, о которой забывал только благодаря репетициям. Они начинались после того как заканчивался спектакль.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 19
Подпишись на наш канал в Telegram
Идем в театр на воде и на суше: 9 интересных спектаклей в мае
Куда сходить в начале и середине последнего месяца весны.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог