Театр с большой буквы

Я бы назвал его жизнь в Театре неутомимым, неустанным поиском своей Алисы Коонен. Когда-то давно в...
Марина Порк
|
15 Января 2021
Сцена из  спектакля «Служанки»
Сцена из культового спектакля «Служанки»
Фото: В. Вяткин/РИА Новости

— Ну это вообще-то сюжет очень многих пьес! Скажите, какая пьеса?

— Отстань!

— Ну я же не могу просто так, не зная, нафантазировать музыку?

— Я для Адочки Роговцевой ставлю!

— Ну хорошо, а какая пьеса-то?

— «Священные чудовища» Жана Кокто.

В работе над «Священными чудовищами» я открыл Виктюку гениальную оперу Перселла «Дидона и Эней», но главное, что имело далеко идущие творческие последствия, — голос и искусство боготворимой мною Далиды, коллекцию пластинок с записями ее песен я собирал уже восьмой год. В мае 1987 года Далида покончила с собой. Был ли в этом какой-нибудь знак — не знаю...

После «Квартиры Коломбины» «Священные чудовища» стали на моей памяти вторым шедевром Виктюка. Ни «Служанки», ни «М. Баттерфляй», саундтреки к которым были созданы тоже мною, не являются любимыми, а вот «Священные чудовища» я обожаю и считаю театральным шедевром.

Работали над саундтреком спектакля у меня дома, в Одессу на репетиции я не ездил. Приехал в Киев уже на премьеру в октябре 1987-го.

Зал был набит битком, переаншлаг. Старое здание театра, старый зрительный зал, в нем очень скрипучие кресла. Начался спектакль, а я не понимаю, что происходит: все актеры говорят еле слышно — шепотом или полушепотом, кресла скрипят, зрители ерзают, прислушиваются.

Минут через пять-семь в зале повисает абсолютная тишина. Зрители перестали ерзать, чтобы не скрипели кресла, и тянули уши, чтобы расслышать текст и следить за сюжетом. Виктюк нарочно использовал этот прием, я потом уже как театровед сформулировал: он дошел до такого художественного уровня, когда ему стало важно не столько само слово, сколько звук слова. Это было завораживающее пианиссимо. Речь артистов, превращенная Виктюком в почти что мелодекламацию, сама была симфонией.

Закончился первый акт. В зрительном зале стояла гробовая тишина. Роговцева потом призналась: актеры решили, что это провал, что все зрители давно ушли, что им от этого шепота стало просто скучно.

И вдруг взрыв оваций! «Священными чудовищами» Виктюк возродил Роговцеву в ее истинном амплуа. Многие годы она играла в социальных пьесах, несвойственных ни ее темпераменту, ни масштабу, ни актерской природе. Играла не свой репертуар. Виктюк вернул ее к себе самой.

Позже, уже в Москве в Театре имени Пушкина, состоялся Международный фестиваль, посвященный юбилею Камерного театра. «Священные чудовища» были выдвинуты на премию имени Таирова, которую вполне заслуженно и получили. Дирекция и президиум фестиваля вполне обоснованно сочли Виктюка единственным продолжателем таировской традиции в русском театре. Вручал премию старейший артист Камерного театра Владимир Торстенсен. Роман отправил меня на сцену ее получать. Видимо, этим жестом он оценил мой вклад в спектакль — создание его музыкального решения, в которое сам Виктюк внес единственный штрих — танго и регтайм из «Истории солдата» Стравинского, вскоре перекочевавший в «Служанок».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 19
Подпишись на наш канал в Telegram
Тайский гороскоп на май 2024 года по дате рождения
«Май согласно тайскому гороскопу — месяц достижений и движения вперед, новых стратегий и возможностей. Обращаясь к тайскому гороскопу, можно лучше разобраться в себе и качествах своей личности, а также получить нужные подсказки на тот или иной период времени», — говорит ведический астролог Руслана Краснова.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог