Ирина Великанова. Жизнь, отданная звезде по имени Люся

Открываю дверь в ванную и вижу: раковина залита кровью, в руке у Гурченко бритва. С криком: «Что вы...
Эскиз Людмилы Гурченко
Эскиз Людмилы Гурченко
Фото: из архива И. Великановой
Эскиз Людмилы Гурченко
Эскиз Людмилы Гурченко
Фото: из архива И. Великановой

Я начала писать Людмиле Марковне письма, в которых признавалась в любви, просила прощения за истерику, спрашивала, смогу ли когда-нибудь вернуть ее дружбу. Запечатанные конверты относила на почту или, пробравшись в подъезд дома на «Маяковке», опускала в Люсин ящик.

Все мои послания остались без ответа. И тогда я, купив несколько мотков серой пряжи, села за работу. Спинку и перед длинного, почти в пол, платья связала спицами мелким ажурным узором, манжеты и ворот — крючком, большими объемными цветами. Чтобы подчеркнуть осиную талию Люси, из тех же ниток сплела пояс с кистями.

С момента последней встречи прошло полгода, когда я, не попадая от волнения в дырочки диска, набрала номер квартиры на «Маяковке»:

— Добрый вечер, Людмила Марковна. Я вам платье связала.

— Да? Ну приноси.

И снова Хозяйка вела себя так, будто мы расстались только вчера — и при самых милых обстоятельствах. Уже прощаясь, Люся как бы между прочим спросила:

— В Ленинград-то тогда съездила?

— Да. Спасибо за билет.

— Тебе действительно надо было отдохнуть — я тебя загнала.

К связанному мною платью Гурченко купила серые сапоги на высоком каблуке и в этом комплекте снялась в телепередаче.

Однажды я подарила Люсе... свои волосы. На момент нашего знакомства Гурченко была блондинкой. Короткое каре, челка до бровей. Волосы тонкие, негустые, да еще и краской попорченные, а у меня — пепельно-русая вьющаяся грива. Людмила Марковна то и дело запускала в нее пальцы и сжав в горсти солидную прядь, вздыхала: «Всю жизнь завидовала хорошим волосам».

В очередной раз за комплиментом последовало распоряжение: «Ты их отрасти, а потом отрежешь. Я себе парик сделаю». Через несколько месяцев я коротко подстриглась, а отрезанные пряди принесла Людмиле Марковне. Парик получился хороший: волосы лежали естественно, будто свои, а пепельно-русый цвет был Люсе к лицу.

Чтобы как-то компенсировать урон, нанесенный моей внешности, на следующий день я появилась на съемочной площадке в яркой кофточке, с накрашенными ресницами и губами. И сразу попала под артобстрел Гурченко: «Ты чего это вырядилась и намалевалась?! Немедленно умойся!»

Приказ был безропотно выполнен, а из инцидента вынесен урок: любая попытка быть яркой и привлекательной рядом с Люсей — серьезный проступок. Больше подобных «вызовов» я себе не позволяла — месяцами ходила в одном и том же. Любое пополнение моего гардероба вызывало у Люси... нет, не зависть, а что-то вроде ревности. Как-то я связала себе кофточку из ангорки. Цвет пряжи выбрала неяркий — дубовая кора. Ажурная кокетка, рукава три четверти. Увидев обнову, Гурченко поджала губы:

— Себе-то вон какую связала, а как мне — так говно.

— Хотите, вам отдам?

— Нет уж, не надо.

— Я вам свяжу такую же.

И связала — кипенно-белую, которая Люсе очень шла.

Служить Хозяйке надо было днем и ночью. Принадлежать ей целиком и полностью. Контроль был жесточайшим. Если мы не уезжали вместе на гастроли или съемки, я должна была звонить три раза в день — докладывать, чем занимаюсь. Стоило Люсе услышать, что Ира позволила себе сесть перед телевизором или прилечь с книжкой, тут же следовало недовольное: «Хватит ерундой заниматься! Ты лучше платье мне пошей».

О том, чтобы я взяла заказ у кого-то из коллег Людмилы Марковны, нечего было и думать. Это при том, что в «Останкино» меня каждый день окружали актрисы и певицы. Однажды на съемках ко мне подошла Наталья Фатеева:

— Ира, вы не могли бы укоротить мне юбку?

— Хорошо. Приносите.

Вечером того же дня звоню Гурченко и рассказываю о просьбе Фатеевой. И чего только в ответ не слышу! И про себя, и — в первую очередь — про Фатееву... Всю ночь не сплю, придумывая, как, не обидев, отказать артистке, а Наталья, как на грех, приволакивает в «Останкино» гору вещей, которым требуется переделка. Сославшись на занятость, беру в работу только юбку.

«Я на вас так рассчитывала!» — расстраивается Фатеева и просит номер телефона: дескать, буду позванивать — узнавать, когда у вас появится для меня время. Умирая от стыда, что-то вру, но номер не даю.

Урок: в присутствии Люси нельзя никем восхищаться — был усвоен мною давно, после истории с портретом Алисы Фрейндлих, который, кстати, перед следующим визитом Людмилы Марковны я со стены сняла. Что толкнуло меня нарушить правило — сама в толк не возьму. Может то, что на сей раз объектом моего восторга был актер-мужчина? Вроде как Людмиле Марковне не соперник. В «Останкино» снимали телеспектакль «Сирано де Бержерак», главную роль играл Георгий Тараторкин. Играл потрясающе! Не в силах сдержать эмоций, я поделилась ими с Гурченко.

— «Тараторкин, Тараторкин», — передразнила Люся. — Ты что, думаешь, он с тобой спать будет?

Меня будто кипятком ошпарили.

— Я же о нем как об артисте говорю...

Гурченко пренебрежительно поморщилась и сделала нетерпеливый жест рукой: дескать, все, хватит об этом!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 18
Нагиев, Рожков, Минекаев, Журавлев и другие звезды в трейлере новых «Ёлок»
В российский прокат стремительно несется главный символ кинопраздника! Кинокомпании Bazelevs, «НМГ Кинопрокат» и Toomuch Production обнародовали первый трейлер юбилейной, двенадцатой части всенародно любимой новогодней саги «Ёлки». Премьера намечена на 18 декабря 2025 года, и, судя по кадрам, зрителей ждет мегаполная россыпь звезд, трогательных историй и фирменной магии.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая