— «Душою настежь. Максим Дунаевский в моей жизни» — исповедальное название.
— Я хотела написать книгу не о Максиме, а о нашей с дочерью жизни, по которой «большими шагами» прошел Дунаевский, о людях, многих из которых уже нет на этой земле. И старалась сделать это максимально достоверно.
...Исаак Дунаевский жил на две семьи до самой своей смерти в 1955 году. Максиму тогда было десять лет. А когда ему исполнилось шестнадцать, они с мамой, Зоей Пашковой, обратились в Совет министров СССР и в суд с просьбой о признании отцовства покойного Исаака Осиповича. ДНК-тестов тогда не существовало. Прошение было удовлетворено на основании показаний свидетелей.
Максим рассказал мне, что Зоя Ивановна в прошлом была танцовщицей в Ансамбле песни и пляски Советской армии имени Александрова, где однажды и познакомились его будущие родители. Но несмотря на связывающие их нежные чувства, они никогда не были женаты. У Исаака Осиповича Дунаевского имелась официальная семья — жена Зинаида Сергеевна, в прошлом балерина, и сын Евгений. Но хотя Максим был внебрачным ребенком, законная семья Дунаевского приняла и его, и Зою Ивановну, которые, по словам Евгения, нередко приходили к ним в гости. Отец полностью их обеспечил — купил им две квартиры в кооперативе Союза композиторов (одну из которых, свою, Максиму пришлось оставить бывшей жене Лене), а также дачу в Подмосковье, в деревне Снегири, и продолжал заботиться об их благосостоянии. «Думаю, тогда у меня единственного в Москве была детская машина, в которой можно сидеть и рулить! Отец мне ее купил, чтобы я ездил в ней на даче», — вспоминал Максим.
— А вы когда-нибудь напоминали Максиму Исааковичу о сходстве между его положением в детстве и ситуацией, сложившейся вокруг вашей с ним дочери?
— Никогда не выясняла отношений. Только в книге, резюмируя все события, параллель, которая бросается в глаза, конечно, провела. Думаю, он и сам все понимает. Человек с моральными принципами и обладающий хотя бы просто уважением к людям, не поступит с собственным ребенком так, как поступил он. Конечно, я никогда ему не говорила подобных вещей, но думаю, у нас не сложилось, потому что мы всю жизнь развиваемся по противоположным векторам — у нас совсем разные жизненные, семейные и моральные ценности. Сейчас даже удивительно, насколько я могла ему доверять когда-то...
На самом деле странных параллелей было гораздо больше. Наше знакомство с Максимом состоялось зимой 1980-го на даче у Наума Олева — Нолика, как все его звали. Несмотря на настойчивые сигналы-предостережения моей интуиции, начался красивый роман с пылкими признаниями, шампанским под луной, совместными поездками и большим количеством прекрасной музыки. Судьба?
Вскоре Максим получил предложение от режиссера Татьяны Лиозновой написать музыку для ее фильма «Карнавал» — музыкальной комедии, повествующей о молодой девушке, живущей в маленьком провинциальном городке с мамой, которую когда-то оставил отец героини. Она занимается в драматическом кружке в городском клубе и мечтает стать артисткой, певицей. Трогательная история о том, как ей не хватает общения с отцом, которого она давно не видела, как она едет в Москву разыскивать его, хотя у него уже давно новая семья, о том, какие испытания выпадают на ее долю.