Лора Умарова, актриса
В восьмидесятых по семейным обстоятельствам я переехала из Москвы в Ленинград и стала работать на «Ленфильме». Асанову знала только по кино. Общая знакомая свела нас, и я была приглашена в ее дом на Большой Пушкарской. Муж Динары Николай Юдин угощал чаем, вел беседу, расспрашивал. Динара молчала. Меня поразили ее лицо-маска и нечитаемые за темными очками глаза, одежда из кожи. Мы с ней не понравились друг другу. Поэтому, посидев еще немного для приличия, собралась уходить.
Вдруг Динара предложила посмотреть последнюю картину Коли. Зашли в другую комнату, там во всю стену висело огромное полотно «Мастер и Маргарита» — кони с Воландом и его свитой скачут прямо на меня и дальше, мимо — в бездну. Это было необыкновенно мощно. Я растерялась, ничего не могла сказать и пробормотав что-то невнятное, спешно попрощалась. Только спустя время поняла, что Динара мне, приезжей москвичке, хотела показать, какой ее муж талантливый.
Позже получила приглашение в картину Киры Муратовой «Среди серых камней», но ее положили на полку. Зато после этого фильма на студии на меня обратили внимание, в том числе и Асанова. Сначала я играла у нее маленькие эпизоды, затем роли. И тогда, можно сказать, мы познакомились заново. А в процессе работы стали родными. Динара видела всех людей насквозь и обладала над ними почти магической властью. Если какого-то человека приближала к себе, то он без ее на то желания уже был не в состоянии расстаться с ней. Возможно, к Асановой перешел дар ее бабушки-ведуньи. Та тоже всех как на рентгене видела насквозь...
В жизни Динары было три мужчины: первый, последний и единственный. О своей ранней любви — загадочном юноше Анваре из Киргизии — Динара никогда не рассказывала, как, впрочем, и обо всем, что касалось ее личной жизни. Но в памяти он остался с ней навсегда. Каждый день она произносила это имя — ведь Коля их ребенка записал в метрике Владимиром, но Динара всегда звала его Анваром. Последняя любовь Динары — к Валере Приемыхову — случилась на моих глазах, только поэтому я о ней и знаю. Ну а «милый, дорогой, любимый, единственный» (именно так назывался фильм по сценарию Приемыхова) у нее был именно сын Анвар.
Матерью она была замечательной, болела за своего ребенка душой и сердцем. Вспоминается такой эпизод. В основу сюжета фильма «Дети раздоров», где я играла главную роль, легла подлинная история художницы «Ленфильма», муж которой всеми правдами и неправдами пытался лишить ее ребенка. Все отнеслись к съемкам очень серьезно, а сама Динара надеялась, что картина поможет разрешить ситуацию. И действительно, лента получила призы, а после ее показа на центральном телевидении — еще и широкую огласку, в результате которой общественность встала на защиту матери.
Помню, когда мы работали на этой картине, Динара дала мне ключ от своей квартиры, чтобы там я прослушала многочасовые записи с заседаний суда, но с одной огромной просьбой: «Не кури, прошу. Не больше одной сигареты в комнате Анвара». Кстати, этот фильм я вспомню позже, но уже в связи со своей личной трагической ситуацией.