Марьяна Полтева. Подарки судьбы

Все самые щедрые подарки в моей жизни я получала от мужчин. Их было четверо.
Ирина Зайчик
|
04 Мая 2018
Олег Табаков
Когда Табаков нам что-то показывал, даже на расстоянии одного метра невозможно было понять, играет он или нет. Репетиция с молодыми актерами в театре-студии
Фото: А. Соловьев/ТАСС

Школа-студия МХАТ тех лет была словно дворянская усадьба, куда летом съезжаются родственники и друзья. И вот как в лучших чеховских традициях, взрослые и дети ставят спектакли, философствуют, придумывают что-то. Обстановка очень легкая, творческая. Скажем, мы могли выдернуть из курилки старшекурсника Мишу Ефремова и уговорить прийти в аудиторию, чтобы помочь нам поставить отрывок. И он, бедный, покорно шел, давал советы. В Ефремова были влюблены все!

Табаков воспитывал в нас не только актера, но и свободного человека. Я долго не могла, например, понять его выражение: «Говорил так, теперь говорю иначе». Это если мы к нему приставали: «Вы же сами говорили об этом совсем по-другому!» А потом сообразила: он учил нас слушать в первую очередь себя и доверять себе. Потому что каждый отвечает только за свои ошибки. Хотел, чтобы мы прислушивались к своему сердцу и совести, а не создавали себе кумиров, за которыми шли бы, как крысы за дудочкой.

Олегу Палычу все пели славу постоянно, а он спокойно к этому относился. Не интриговал, не выслуживался, но при этом его всегда уважали. Учил относиться к профессии не как к служению, а как к работе. Не надо свою душу отдавать или пить кровь близких, потому что ты в образе и работаешь над ролью, не стоит подкладывать жизнь под каток искусства. Не быть актером, а работать: «Я вас научу зарабатывать не только на хлеб с маслом, но еще и с черной икрой».

Его любимое слово — «цеховики»: говорил, что все актеры «братья по цеху». В «Табакерке» не были развиты интриганство или дружба против кого-то. Олег Палыч сам всего добился и нас этому учил: «Просто работай — и получишь все. Только свое, а не чужое».

У Табакова имелась одна смешная черта: он никогда ничего не выбрасывал. Ребята, которые бывали у него дома, рассказывали, что та-а-акое там находили! Типичная гоголевская Коробочка! Он приходил в институт в роскошном костюме и ботинках с красным отливом, они как светофоры были. Посреди башмака шли два залома, глубоких, как горные расщелины. Самая модная модель семидесятых, но их категорически нельзя было выбрасывать!

Он мог с нами и шутить, и дразнить, разбирая роли, иногда обидно нас показывал. Был с нами на равных, но при этом к нему оставалось стопроцентное уважение. Мы никогда Олега Палыча за его спиной не высмеивали, не обсуждали. Абсолютный авторитет.

Табаков создавал нам условия для развития, и все это, как в семье, было безопасно. Мы имели право на ошибки. Но это не отменяло знаменитую табаковскую селекцию. Единственное условие учебы у него — развиваться и двигаться вперед. Застрял на одном месте — не можешь или не хочешь двигаться, тебе неинтересно — прощай! Он обладал удивительным педагогическим даром: видел потенциал. Если из всех современных российских артистов сделать звездное небо, то звезды, открытые Олегом Палычем, будут самыми яркими. У всех его актерских детей есть многоплановость и очень широкий диапазон. И самое главное, никто на него не похож.

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 16
Делиться или нет – почему некоторые дети жадничают?
Знакома ситуация? Ребенок держит машинку в руках и кричит: «Мое!» на просьбу другого ребенка дать поиграть. На детской площадке неловкая пауза, взрослые переглядываются: «Ну что за жадина, неужели так трудно поделиться?»

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая