Семен Фурман. Формула счастья

Я весь состою из комплексов. И актером-то стал от безумного страха публичности и сцены. Как бабочка...
Наталья Черных
|
06 Июня 2017
Режиссер Геннадий Тростянецкий
Режиссер Геннадий Тростянецкий позвал меня на роль Гарпагона в спектакле «Скупой»
Фото: Ю. Белинский/ТАСС

— Был в вашей жизни еще один громкий проект. Расскажите, как вы решились записать аудиоверсию «Луки Мудищева»?

— «Луку Мудищева» я слышал, еще когда был школьником. Кто-то из нашей компании на даче принес бумажку с этой поэмой. Мы собрались на поле, встали в кружок и начали читать вслух. Именно на поле, потому что там был хороший обзор. Если в помещении нас мог кто-то подслушать, то там нельзя подобраться незаметно. Мы очень смеялись, не зная, кто автор.

А потом в институте один из студентов принес запись поэмы, которую читал Василий Иванович Качалов. Его исполнение меня впечатлило. На какое-то время я забыл о «Луке», но в девяностых годах эта запись всплыла снова. Я узнал, что оригинал находится в США. И сделан, скорее всего, в тридцатые годы прошлого века в Америке, куда с гастролями приезжал МХАТ.

Не помню, кто предложил мне сделать свою версию поэмы. Работали над ней долго, на радио «Балтика». И я все пытался представить, как Качалов при отсутствии нынешних технологий сумел так гениально записать поэму. Мы-то могли переписывать каждое слово, вставлять, убирать звуки, менять тембр, ускорять речь, делать дубли. А в прошлом веке все это читалось сразу на граммофонную пластинку. Без дублей. Я не пытался сравняться с Качаловым — мне это было не нужно.

Кроме Качалова есть еще несколько версий, которые мне очень не нравятся. Не буду называть фамилии: среди чтецов есть знаменитые актеры. Я провел большую работу, сравнивал варианты, выходившие в книгах, выбирал лучшее из каждого и даже сам дописал две строчки, которых мне не хватало в одном четверостишье.

Мой диск был в продаже; какое-то время я даже получал за него небольшие авторские отчисления — тысячи две рублей в год. Но я это делал не для обогащения, меня сподвиг на работу Качалов. Он прочитал — и мне захотелось. Мне кажется, «Лука» — самое лучшее и смешное, что написано матом.

Запись Качалова теперь можно найти и в Интернете. Он своим неповторимым голосом объявляет: «Иван Семенович Барков. Лука Мудищев». Но никакой Барков, умерший за тридцать лет до рождения Пушкина, конечно, написать этого не мог. Да, он сочинял матерные поэмы. Но у него совершенно другой стиль, слог. Так что скорее всего это шалости артистов Малого театра во главе с Провом Садовским и написана поэма не в восемнадцатом, а в середине девятнадцатого века. Они для капустников переделывали классику. А все, что писалось матом, на всякий случай приписывалось Баркову.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая