Александр Домогаров: «Если бы я проиграл, не поднялся бы. И я дрался, дрался как в последний раз!»

«Сын поступил так, как считал верным. И он мне очень нравится в этом его понимании Правды и Честности. Теперь чувствую, что наша внутренняя связь изменилась, отношения стали, как мне кажется, более доверительными, более близкими...»
Александр Домогаров
В личном было и прекрасное, и плохое. Зачем рассказывать и описывать то, что уже самому кажется чем-то, что было как будто не со мной. Не вижу в этом смысла. На Александре Юрьевиче: пиджак Lardini, Bosco di Ciliegi
Фото: Филипп Гончаров

Спустя много-много десятков лет начинаешь себе отдавать отчет, с какими людьми тебя тогда сводила жизнь. Какое общение и с кем она тебе подарила! Александр Васильевич Бурдонский, ученик великой Кнебель, первый режиссер в моей карьере в театре, который дал мне дорогу в жизни и профессии. Именно он увидел молодого артиста команды Сашу Домогарова и предложил ему роль Армана Дюваля в своем спектакле «Дама с камелиями». Красивейшем спектакле с Алиной Станиславовной Покровской, который в 1980-е годы собирал полные залы. И роль Директора в спектакле «Деревья умирают стоя» с Ниной Афанасьевной Сазоновой и Владимиром Михайловичем Зельдиным.

Помимо того что он передо мной открыл дорогу в театре, еще, естественно, существовало общение и вне театра. Тогда об этом не очень задумывался, но спустя какое-то время начал осознавать, что Александр Васильевич — это прямой потомок Сталина, что это сын Василия Сталина. Любимый внук «отца народов»! В 23 года еще до конца не очень понимаешь, кто такой Сталин, но мои родители очень хорошо это понимали...

Часто бывал в его не самой шикарной квартире на Тверской, напротив Центрального телеграфа, и не только по творческим вопросам... Александр Васильевич жил с мамой, Галиной Бурдонской, замечательной, милейшей женщиной. К несчастью, она была инвалидом и ходила на костылях, но всегда, когда приходил к ним в дом, сначала заходил к ней. «Ой, Саша мне ничего не рассказывает, ну ты мне расскажи, что в театре, что происходит...» И только после получасового разговора с ней мы уже уходили говорить по нашим делам и не только... Александр Васильевич любил устраивать обеды — и не просто обеды, а такие кулинарные изыски.

Тогда было не все так хорошо в магазинах, как сейчас, но нас в силу молодости и совершенно других интересов как-то это все не слишком грузило. А они, как Семья, были прикреплены к кремлевскому распределителю, не знаю, как это тогда называлось. Но проблем с хорошими продуктами у них не было... И посещение этой семьи казалось нормой, и совершенно не возникала мысль, что это жизнь тебе дала такой подарок в виде общения с такими людьми.

Пришествие в Театр армии как главного режиссера Леонида Ефимовича Хейфеца тоже казалось каким-то совершенно нормальным событием. Так и должно было быть, и никак иначе. Потом начинаешь понимать масштаб личности режиссера. Масштаб замыслов, масштаб артистов, пришедших за ним в театр, и ту актерскую школу, которую он мне дал за время нашей совместной работы. В команде мы все были участниками спектакля, мне кажется, великого спектакля, который Леонид Ефимович поставил еще относительно молодым режиссером в Театре армии. «Смерть Ивана Грозного», где блистали Алексей Попов, тогда молодой артист Сергей Шакуров в роли шута, и на нас, артистов команды, этот спектакль спустя много лет производил колоссальное впечатление.

Кажущиеся творческие муки молодого артиста, репетирующего спектакль «Гроза» на протяжении года, — это какая-то непосильная, практически ежедневная работа в репзале, в которой не видно никакого просвета... И спустя годы начинаешь понимать, что это подарок судьбы, который ты будешь способен оценить только много лет спустя! Подарок понимания профессии как каждодневного труда, порой приводящего к ступору от твоего неумения, непонимания и невладения элементарными принципами актерского дела и ремесла. Это была та школа, которой сейчас нет, и никто уже так не будет да и, наверное, уже не умеет разбирать с тобой пошагово твоего персонажа. Бросать артиста в самые непредсказуемые предлагаемые обстоятельства и просить или заставлять его делать вещи, которые совершенно артисту незнакомы и о которых он и сам не догадывается. На что должен быть способен его инструмент, который подразумевает психофизическую готовность. Кстати, спектакль так и не вышел, что у таких режиссеров было не то чтобы нормой, но это учитывалось, видимо, в высших инстанциях. Я понимаю, что мы молодые тогда были, для нас это была мука, потому что одно и то же, одно и то же, смена партнера, смена артистов. Так было на репетициях «Маскарада» после того, как сошел с дистанции по болезни Олег Иванович Борисов. А Леонид Ефимович искал артистов, артистов уже с большим именем на главную роль... А мы, молодые, репетировали и репетировали, мы оставались, а партнерами у нас побывали все большие артисты России! Вот это была школа! Школа, которую никто никогда нигде сейчас не даст.

1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
На полпути к диабету
Как понять, что «сахарный» диагноз близко и избежать его

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая