Иван Гончаров. Принц де Лень

После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александрович Гончаров стал самой заметной...
Наталья Оленцова
|
27 Мая 2024
Иван Гончаров
«По-настоящему он любил только одно существо — свою собаку, и та отвечала искренней преданностью хозяину». Иван Гончаров с собакой Мимишкой, 1860 год
Фото: репродукция Vostock Photo Archive
Репродукция картины Николая Майкова «Портрет Елизаветы Толстой»
«За шесть месяцев Иван Александрович переживет ярчайшее чувство в своей жизни, но, увы, в одиночестве. Толстая влюблена в другого». Репродукция картины Николая Майкова «Портрет Елизаветы Толстой», 1855 год
Фото: Vostock Photo Archive

В итоге был вынесен следующий вердикт: «Произведения Тургенева и Гончарова как возникшие на одной и той же русской почве должны были тем самым иметь несколько схожих положений, случайно совпадать в некоторых мыслях и выражениях, что оправдывает и извиняет обе стороны». И все же Тургенев изъял некоторые фрагменты из текста, смертельно обидевшись на бывшего друга. Гончаров же на долгие месяцы потеряет интерес к своему произведению и чуть было не бросит начатое.

В 1867 году, в 55 лет, Иван Александрович выйдет на пенсию, заведет собаку Мимишку и будет посвящать все свободное время «Обрыву». Когда через два года роман начнут частями публиковать в «Вестнике Европы», писатель не раз признается друзьям, что безмерно устал. «Я слишком долго носил его под ложечкой... Я его переносил», — скажет Гончаров Афанасию Фету.

Освобождение

В последние годы жизни Гончаров хоронил друзей и все сильнее поддавался депрессии. Если выбирался в свет, очень страдал от вопросов типа «Почему все ваши романы начинаются на «Об»? «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»...» По-настоящему он любил только одно существо — свою собаку, и та отвечала искренней преданностью хозяину.

Несмотря на преследующие его болезни, писатель, при жизни ставший классиком, старался участвовать в литературной жизни столицы, в журналах публиковали его рассказы, очерки, критические статьи и рецензии. Однако за большое произведение он так и не взялся — не позволило здоровье.

Он очень боялся смерти, опасался умереть во сне и потому часто не мог заснуть. Каждый день к нему заходил Анатолий Федорович Кони — сын драматурга Кони, известный юрист, и между ними случались разговоры об одном и том же. «Что такое смерть? — допрашивал он меня (я бывал у него каждый день). — Как ее объяснить? Мне вот казалось ночью, что ко мне подходили две большие собаки и больно меня кусали, — ужели это смерть?»

В сентябре 1891 года Гончаров, будучи на даче в Старом Петергофе, простудился и заболел воспалением легких. Спустя десять дней ему стало легче и он вернулся в Петербург, в свою квартиру на Моховую. «Авось и на этот раз меня Господь помилует», — говорил он заглянувшему его навестить Кони. Анатолий Федорович отмечал, что друг его очень хотел жить. Однако Гончаров уже смирился с неизбежностью ухода. «Я знаю, что умру, ну что ж, пожалуй, я ведь спокоен. Я видел сегодня во сне Христа — и Он меня простил...» В тот день он сжег в камине большую часть своих дневников и переписки. Казалось, он, не любивший внимания к себе при жизни, не хочет его и после смерти.

За три года до кончины он опубликовал статью «Нарушение воли», в которой написал: «В Англии, если не ошибаюсь, есть закон, запрещающий касаться в печати подробностей домашней, семейной жизни частного лица, разумеется, без его согласия, хотя бы последние и не заключали в себе ничего предосудительного... Не худо бы перенять это хорошее правило и нам, таким охотникам перенимать все чужое!»

Утром 27 сентября зашел доктор Данилович и не заметил в больном никаких перемен к худшему. Едва тот попрощался, Иван Александрович перестал дышать. Умер он тихо, без агонии и страданий. Никто из находящихся рядом не забеспокоился, и только когда в 11 утра его не смогли разбудить, начался переполох.

Проститься с Иваном Александровичем Гончаровым приезжали из самых дальних городов необъятной России, и многие, кто знал его лично, отмечали, что лицо покойника утратило столь свойственное ему выражение равнодушия и апатии. В нем появились освобождение и покой.

1 2 3 4 5 6 7

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая