Зоя Зелинская: «Из «кабачка «13 стульев» Миронова потребовали убрать»

«Мария Владимировна Миронова говорила: «Когда пишут про Андрюшу, что он талантливый, этого мало,...
Павел Соседов
|
01 Апреля 2023
Зоя Зелинская и Михаил Державин
«Мы пришли на него посмотреть и сразу поняли: это тот, кто нам нужен. В антракте мы познакомились с Державиным, и он согласился стать ведущим «Кабачка». А потом уже, после успеха на телевидении, Плучек пригласил его в Театр сатиры». Зоя Зелинская и Михаил Державин на съемках телевизионной передачи «Кабачок «13 стульев», 1969 год
Фото: Галина Кмит/РИА Новости

Чиновники не могли простить нашему театру успеха за такие постановки. И не видать бы нам нового здания, если бы не переезд Театра оперетты, которому отдали здание филиала Большого театра. Таким образом освободилось их прежнее помещение — как раз на площади Маяковского. Оно было в плохом состоянии, требовался серьезный ремонт, но Плучек схватился за этот вариант. Он и нас, артистов, увлек идеей переезда — все работали на общее дело. Помню, как мы спешно собирались: вроде бы надо сосредоточиться на премьере спектакля «Дом, где разбиваются сердца», а у нас в гримерках уже ковры вынимают из-под ног, мебель выносят, зеркала... Едва мы освободили помещение — туда тут же «вселился» Гончаров со своей труппой. Мы же оказались в разоренном здании бывшей Оперетты.

Всем известна пословица, что в жизни нужно вырастить сына, написать книгу и построить дом — и все это я осуществила. Могу без преувеличения сказать, что в строительство нашего театрального дома я внесла немалую лепту. Главным архитектором города Москвы тогда был Михаил Васильевич Посохин, а его замом — Дмитрий Иванович Бурдин — друг нашей семьи. Плучек, зная это, попросил меня: «Зоя, сходи, пожалуйста, на прием к Посохину, пусть нам дадут хорошего архитектора, чтобы ремонт закончить как можно скорее». Я подумала, что для «укрепления позиций» хорошо было бы пойти с Валентиной Токарской — у нас с ней был хороший человеческий и профессиональный контакт. Мне все в ней нравилось: как она забрасывала ногу на ногу, курила, играла в преферанс, читала детективы по-немецки и по-русски. Токарская говорила мало, но как красноречиво она умела смотреть на собеседника — выразительно, с прищуром! Собираясь на прием к Посохину, я предложила: «Валентина Георгиевна, давайте не будем особо выпендриваться. Вы оденьтесь, как посчитаете нужным, а я — современно». Но надо знать Токарика! У нее было такое свойство: если она надевала шляпу, то сразу все готовы были ей ручки целовать. А тут она не только шляпу, но еще и перчатки надела! Посохину просто некуда было деваться, и в Театр сатиры командировали хорошего архитектора — Степанова. Ремонт шел во многом за счет театра — мы хорошо зарабатывали на гастролях. И все четыре года, что шли ремонтные работы, труппа Сатиры гастролировала. Единственное, на что нам не хватило денег, — на выносное верхнее фойе, о котором мы мечтали, оно должно было нависать над тротуаром Садового кольца...

Я с трепетом ждала этого переезда, но моя творческая жизнь в новом здании оказалась не такой счастливой и успешной, как прежде. Всему виной классические закулисные интриги... К моменту появления «Кабачка» Ольга Аросева в театре сидела без ролей — у нее был страшный конфликт с Плучеком. Долгие годы я не знала истинной причины их размолвки. И, защищая справедливость (как мне тогда казалось), сама стала жертвой этой истории. Оля меня ввела в заблуждение, и это стоило мне ролей. По иронии судьбы все началось со спектакля «Яблоко раздора». Несколько слов об этой постановке. Достаточно примитивная конъюнктурная пьеса на колхозную тематику. Но в театре такой спектакль полагалось обязательно иметь. Эта пьеса пришла на смену знаменитому спектаклю Сатиры «Свадьба с приданым». «Яблоко раздора» даже взяли на гастроли в Париж! Французы были потрясены: они ничего не поняли, не смогли разобраться в реалиях жизни советских колхозников.

Состоялась пресс-конференция, на которой Папанов и Плучек отвечали на вопросы. В зале был такой смех, что Луи Арагон после сказал: «Эта пресс-конференция войдет в историю журналистики». Смех всегда сопровождал спектакль и в родном театре. Дело в том, что Папанов очень не любил, когда детей играют взрослые актеры. Особенно если актриса-травести играет мальчика. В «Яблоке раздора» как раз был такой «ребенок», и Толя придумал обращаться к нему на «вы». «Здравствуйте, Василек», — вдохновенно и иронично говорил Папанов. На этих словах в зале всегда возникала пауза, а потом — шквал смеха. Я тоже играла девушку-школьницу. «Ну а вас, детка, как зовут?» — спрашивал Толя. И я, давясь от смеха, под хохот зала отвечала: «А я Марийка».

Так вот, Плучеку предложили экранизировать этот спектакль. Ни до, ни после Валентин Николаевич этим не занимался, поэтому большинства его спектаклей на пленке нет. А тут его уговорил сам Юлий Райзман и пообещал свою помощь. Ассистенткой Плучек пригласил Ольгу Аросеву, так как считал ее опытной киноартисткой. Я от съемок отказалась, ведь в спектакле играла девочку, а на экране возраст не удалось бы скрыть. Поэтому была не в курсе происходящего на съемочной площадке. Впоследствии мне Аросева сказала, что у них с Плучеком возник спор из-за денег. В отношении гонораров Ольга Александровна действительно была человеком непримиримым — я это знала. Она даже телевизионщикам говорила: «Я без денег сниматься не буду — это моя профессия!» Вот я и поверила, что они с Валентином Николаевичем не поделили гонорары. Конфликт этот обернулся для Аросевой страшной немилостью худрука — десять лет она не получала новых ролей. Дошло до того, что у нее осталась одна роль в спектакле «Дом, где разбиваются сердца». Но Плучек приказал моему мужу, возглавлявшему режиссерское управление, снять ее и с этой роли. Валентин Николаевич предложил заменить Аросеву другой артисткой, которая Зелинскому не нравилась.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая