Зоя Зелинская: «Из «кабачка «13 стульев» Миронова потребовали убрать»

«Мария Владимировна Миронова говорила: «Когда пишут про Андрюшу, что он талантливый, этого мало,...
Павел Соседов
|
01 Апреля 2023
Зоя Зелинская и Михаил Державин
«Мы пришли на него посмотреть и сразу поняли: это тот, кто нам нужен. В антракте мы познакомились с Державиным, и он согласился стать ведущим «Кабачка». А потом уже, после успеха на телевидении, Плучек пригласил его в Театр сатиры». Зоя Зелинская и Михаил Державин на съемках телевизионной передачи «Кабачок «13 стульев», 1969 год
Фото: Галина Кмит/РИА Новости

Чиновники не могли простить нашему театру успеха за такие постановки. И не видать бы нам нового здания, если бы не переезд Театра оперетты, которому отдали здание филиала Большого театра. Таким образом освободилось их прежнее помещение — как раз на площади Маяковского. Оно было в плохом состоянии, требовался серьезный ремонт, но Плучек схватился за этот вариант. Он и нас, артистов, увлек идеей переезда — все работали на общее дело. Помню, как мы спешно собирались: вроде бы надо сосредоточиться на премьере спектакля «Дом, где разбиваются сердца», а у нас в гримерках уже ковры вынимают из-под ног, мебель выносят, зеркала... Едва мы освободили помещение — туда тут же «вселился» Гончаров со своей труппой. Мы же оказались в разоренном здании бывшей Оперетты.

Всем известна пословица, что в жизни нужно вырастить сына, написать книгу и построить дом — и все это я осуществила. Могу без преувеличения сказать, что в строительство нашего театрального дома я внесла немалую лепту. Главным архитектором города Москвы тогда был Михаил Васильевич Посохин, а его замом — Дмитрий Иванович Бурдин — друг нашей семьи. Плучек, зная это, попросил меня: «Зоя, сходи, пожалуйста, на прием к Посохину, пусть нам дадут хорошего архитектора, чтобы ремонт закончить как можно скорее». Я подумала, что для «укрепления позиций» хорошо было бы пойти с Валентиной Токарской — у нас с ней был хороший человеческий и профессиональный контакт. Мне все в ней нравилось: как она забрасывала ногу на ногу, курила, играла в преферанс, читала детективы по-немецки и по-русски. Токарская говорила мало, но как красноречиво она умела смотреть на собеседника — выразительно, с прищуром! Собираясь на прием к Посохину, я предложила: «Валентина Георгиевна, давайте не будем особо выпендриваться. Вы оденьтесь, как посчитаете нужным, а я — современно». Но надо знать Токарика! У нее было такое свойство: если она надевала шляпу, то сразу все готовы были ей ручки целовать. А тут она не только шляпу, но еще и перчатки надела! Посохину просто некуда было деваться, и в Театр сатиры командировали хорошего архитектора — Степанова. Ремонт шел во многом за счет театра — мы хорошо зарабатывали на гастролях. И все четыре года, что шли ремонтные работы, труппа Сатиры гастролировала. Единственное, на что нам не хватило денег, — на выносное верхнее фойе, о котором мы мечтали, оно должно было нависать над тротуаром Садового кольца...

Я с трепетом ждала этого переезда, но моя творческая жизнь в новом здании оказалась не такой счастливой и успешной, как прежде. Всему виной классические закулисные интриги... К моменту появления «Кабачка» Ольга Аросева в театре сидела без ролей — у нее был страшный конфликт с Плучеком. Долгие годы я не знала истинной причины их размолвки. И, защищая справедливость (как мне тогда казалось), сама стала жертвой этой истории. Оля меня ввела в заблуждение, и это стоило мне ролей. По иронии судьбы все началось со спектакля «Яблоко раздора». Несколько слов об этой постановке. Достаточно примитивная конъюнктурная пьеса на колхозную тематику. Но в театре такой спектакль полагалось обязательно иметь. Эта пьеса пришла на смену знаменитому спектаклю Сатиры «Свадьба с приданым». «Яблоко раздора» даже взяли на гастроли в Париж! Французы были потрясены: они ничего не поняли, не смогли разобраться в реалиях жизни советских колхозников.

Состоялась пресс-конференция, на которой Папанов и Плучек отвечали на вопросы. В зале был такой смех, что Луи Арагон после сказал: «Эта пресс-конференция войдет в историю журналистики». Смех всегда сопровождал спектакль и в родном театре. Дело в том, что Папанов очень не любил, когда детей играют взрослые актеры. Особенно если актриса-травести играет мальчика. В «Яблоке раздора» как раз был такой «ребенок», и Толя придумал обращаться к нему на «вы». «Здравствуйте, Василек», — вдохновенно и иронично говорил Папанов. На этих словах в зале всегда возникала пауза, а потом — шквал смеха. Я тоже играла девушку-школьницу. «Ну а вас, детка, как зовут?» — спрашивал Толя. И я, давясь от смеха, под хохот зала отвечала: «А я Марийка».

Так вот, Плучеку предложили экранизировать этот спектакль. Ни до, ни после Валентин Николаевич этим не занимался, поэтому большинства его спектаклей на пленке нет. А тут его уговорил сам Юлий Райзман и пообещал свою помощь. Ассистенткой Плучек пригласил Ольгу Аросеву, так как считал ее опытной киноартисткой. Я от съемок отказалась, ведь в спектакле играла девочку, а на экране возраст не удалось бы скрыть. Поэтому была не в курсе происходящего на съемочной площадке. Впоследствии мне Аросева сказала, что у них с Плучеком возник спор из-за денег. В отношении гонораров Ольга Александровна действительно была человеком непримиримым — я это знала. Она даже телевизионщикам говорила: «Я без денег сниматься не буду — это моя профессия!» Вот я и поверила, что они с Валентином Николаевичем не поделили гонорары. Конфликт этот обернулся для Аросевой страшной немилостью худрука — десять лет она не получала новых ролей. Дошло до того, что у нее осталась одна роль в спектакле «Дом, где разбиваются сердца». Но Плучек приказал моему мужу, возглавлявшему режиссерское управление, снять ее и с этой роли. Валентин Николаевич предложил заменить Аросеву другой артисткой, которая Зелинскому не нравилась.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на неделю 20 — 26 мая для всех знаков зодиака
Кипучая активность будет свойственна вам на протяжении всей недели. Постарайтесь направить ее на несколько самых важных для вас целей, в противном случае велика вероятность резво начать слишком много дел и не закончить ни одного. Вторая половина недели выглядит более эффективной, чем первая, а самыми удачными днями должны оказаться пятница и воскресенье.

Гороскоп на неделю Телец

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог