Зоя Зелинская: «Из «кабачка «13 стульев» Миронова потребовали убрать»

«Мария Владимировна Миронова говорила: «Когда пишут про Андрюшу, что он талантливый, этого мало,...
Павел Соседов
|
01 Апреля 2023
Ольга Аросева
«Оля меня ввела в заблуждение, и это стоило мне ролей. По иронии судьбы все началось со спектакля «Яблоко раздора». Ольга Аросева в фильме «Берегись автомобиля», 1966 год
Фото: Мосфильм-инфо

За долгую жизнь «Кабачка» создатели и артисты порядком устали от него. Все эти годы мы трудились без выходных, ведь приходилось совмещать работу в театре со съемками. Бывало, что артисты и уходили, например, Саша Белявский, игравший пана Ведущего. Сказал: «Если еще задержусь, то меня никто никогда нигде снимать не будет». И он был прав. Но замену Белявскому найти было трудно. И тут нам с Зелинским подсказали, что в Театре Ленинского комсомола появился второй Роберт Тейлор — молодой актер Михаил Державин. Мы пришли на него посмотреть и сразу поняли: это тот, кто нам нужен. В антракте мы познакомились с Державиным, и он согласился стать ведущим «Кабачка». А потом уже, после успеха на телевидении, Плучек пригласил его в Театр сатиры. Миша был необычайно хорош собой — тонкий, лукавый, умный, добрый, деликатный. Он, например, первым понял, что я беременна. Когда еще никто из знакомых не догадывался. А Миша подошел ко мне и ласково спросил: «Зоенька, а где наш маленький зайчик?»

Иногда мы пытались вводить в «Кабачок» новых персонажей, но зрители принимали далеко не всех. Вот, например, взяли Андрея Миронова на одну передачу, так разразился скандал, зрители завалили письмами: «Уберите, уберите его!» Это уже потом Андрей стал любимцем публики. А в «Кабачок» не вписался — у него была слишком яркая индивидуальность. Андрей не мог не солировать — такова была его природа. Помню, как Плучек в «Горе от ума», где Миронов играл Чацкого, бился с ним, стараясь снять этот «эстрадный налет». На генеральной репетиции, блестяще сыграв первую сцену с Софьей, Андрей, вставая с колена, вдруг машинально отряхнул брюки. Плучек тогда сказал мне, сидевшей в зале: «Зоя Николаевна, вы видели это?» Кстати, когда-то я спросила у Рубена Николаевича Симонова — главного режиссера Театра Вахтангова: «Почему вы не взяли Миронова, окончившего Щукинское училище, к себе в театр?» И услышала ответ: «Потому что он — эстрадник. Он им был и всегда будет оставаться».

С Андреем мы вместе играли в спектакле «Над пропастью во ржи», это была одна из первых его ролей в театре. Только-только состоялась премьера, а Андрей уже делал себе творческий вечер в ВТО. Он словно знал, что судьба отмерила ему короткий век. Миронов очень торопился жить и очень много работал. Он умел добиваться. Если бы не энтузиазм Андрея, не было бы ни телевизионной записи «Ревизора», ни «Женитьбы Фигаро» — это он организовал съемки. Другие гениальные спектакли театра, в которых Миронов не был занят, так и остались не снятыми, потому что Валентин Николаевич Плучек в отношении себя всегда повторял: «Быть знаменитым некрасиво...»

Плучек в Миронова как в артиста был влюблен. Работая с Андреем, он впадал в состояние какой-то эмоциональной эйфории. Однажды во время репетиции спектакля «Рыжая кобыла с колокольчиком» на сцене находились Папанов, Ширвиндт, Державин, Мишулин, но Валентин Николаевич, как всегда, все внимание сосредоточил на Миронове и не мог переключиться. В паузе Ширвиндт изрек: «Да, хороший артист, только очень любит играть!» Папанов же обозначал свое отношение к сложившейся ситуации так: «Что же это вы, Валентин Николаевич? Андрей у вас уже весь в креме, а вы ему все пирожные-пирожные». Но это, конечно, шутки. Все мы Андрюшу очень любили. Я его жалела: Миронов испытывал космические нагрузки. Репертуарная политика театра стала выстраиваться под него. Миронов играл все главные роли, а Плучек не нашел в себе силы вовремя притормозить этот конвейер. А помимо занятости в театре у Андрея еще были кино и эстрада. Режиссеры и концертные администраторы рвали Миронова на части, и никто не думал, к чему это приведет!

На злополучные гастроли в Прибалтику, с которых Миронов не вернулся живым, я в каком-то безумном порыве решила поехать на собственных «жигулях», да еще и с ребенком, а Андрей — на своей потрясающей новой иномарке. И вот эпизод: мы выезжаем из Юрмалы, где жили по соседству, по шикарной новой трассе в Ригу, где должны играть спектакли. Помню, на пассажирском кресле в машине Андрея сидела Лариса Голубкина, сзади — дочь. Я надеялась, что в дороге смогу держаться за ними, чтобы не сбиться с пути. Но куда там! Останавливаемся на светофоре. Наконец включается зеленый свет. Андрюшка как рванет — в одну секунду исчез из поля зрения. Когда мы с ним встретились — уже за кулисами перед спектаклем «Трехгрошовая опера», в котором вместе играли, — я спросила: «Андрюша, зачем ты так быстро ездишь? Ты передо мной хотел похвастаться способностями своего автомобиля? От такой езды же давление повышается». Мы-то знали о его диагнозе, связанном с сосудами головы. На другой день во время спектакля «Женитьба Фигаро» у Миронова разорвалась аневризма...

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая