Зельфира Трегулова: «То, что отличает русский культурный код от всех остальных, — это свет и надежда»

«После полутора-двух часов, проведенных на выставке, в музее, тебе уже легче вернуться в рутинную,...
Серго Кухианидзе
|
01 Февраля 2023
Шишкин. «Утро в сосновом лесу», 1889 год
«Самые популярные картины мы всегда очень легко определяем. Находятся они, в частности, в зале Ивана Шишкина и в зале Виктора Васнецова. Это и «Утро в сосновом лесу» и «Богатыри». Иван Шишкин. «Утро в сосновом лесу», 1889 год
Фото: пресс-служба государственной Третьяковской галереи

К сожалению, так устроено сознание большинства людей. Точно так же, приходя, допустим, в музеи Ватикана, все устремляются поглядеть на Сикстинскую капеллу, лишь мимоходом пробегая по залам, оформленным Джорджо Вазари, станцам Рафаэля. Все эти творения изумительных мастеров им безразличны. Я далека от осуждения, просто констатирую грустный факт: многие люди сегодня ходят в музей именно так, таковы особенности сегодняшнего восприятия. А еще в спешке они часто не видят ни «Мону Лизу», ни Сикстинский потолок, а смотрят лишь на то, как они выглядят рядом с этими шедеврами на своих айфонах. Желание сделать подобное селфи стало, по-моему, мировым умопомешательством. Сама я никогда не любила фотографироваться на фоне произведений живописи. Если уж иметь фото того или иного полотна, то оно, по-моему, должно быть абсолютно чистым, то есть без посторонних лиц и предметов, чтобы я могла спокойно наслаждаться тем, что меня поразило, удивило, восхитило в картине.

— Подождите, а разве в Третьяковскую галерею не приходят ради того, что-бы посмотреть, например, «Утро в сосновом лесу» — картину, которая так знакома многим с детства из учебника и по конфетной этикетке, да и «Богатырей»?

Виктор Васнецов. «Богатыри», 1881—1898 годы
«Неудивительно, что человек нуждается в какой-то гуманитарной поддержке, подзарядке, которая позволяет ему держаться на плаву». Виктор Васнецов. «Богатыри», 1881—1898 годы
Фото: пресс-служба государственной Третьяковской галереи

— Знаете, скажу сразу: я против похода в Третьяковку как стремительной пробежки от мишек к богатырям, потом к персикам, а затем — вон из галереи. Хотя признаюсь, что для человека, пришедшего в музей, сам факт узнавания картинки, некогда виденной в учебнике, крайне важен. Слава богу, отечественный зритель в массе своей все-таки не такой поверхностный. Причем я говорю не только о моем поколении, и даже не о поколении моих дочерей, уже достаточно взрослых, но и о молодых людях. Мы все-таки воспитаны на другом понимании того, что такое музей и зачем ты приходишь в него. В России вообще есть традиция все красивое и необычное внимательно и долго разглядывать. Для этого в нашем языке имеется даже специальное слово — «любоваться», которого не сыскать в иностранных языках.

Что касается знаковых картин Третьяковской галереи, то для меня и многих моих коллег, для огромного количества русских художников это «Явление Христа народу» Александра Иванова. Ну а самые популярные картины мы всегда очень легко определяем. Находятся они, в частности, в зале Ивана Шишкина и в зале Виктора Васнецова. Это «Утро в сосновом лесу» и «Богатыри», о которых мы уже говорили, и многие другие полотна этих мастеров. Ни за что не догадаетесь, что свидетельствует в музее о популярности той или иной работы. Пол! Из-за постоянного скопления перед такими картинами огромного числа зрителей пол возле них нам приходится циклевать и приводить в порядок чаще обычного!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая