Зельфира Трегулова: «То, что отличает русский культурный код от всех остальных, — это свет и надежда»

«После полутора-двух часов, проведенных на выставке, в музее, тебе уже легче вернуться в рутинную,...
Серго Кухианидзе
|
01 Февраля 2023
Шишкин. «Утро в сосновом лесу», 1889 год
«Самые популярные картины мы всегда очень легко определяем. Находятся они, в частности, в зале Ивана Шишкина и в зале Виктора Васнецова. Это и «Утро в сосновом лесу» и «Богатыри». Иван Шишкин. «Утро в сосновом лесу», 1889 год
Фото: пресс-служба государственной Третьяковской галереи

К сожалению, так устроено сознание большинства людей. Точно так же, приходя, допустим, в музеи Ватикана, все устремляются поглядеть на Сикстинскую капеллу, лишь мимоходом пробегая по залам, оформленным Джорджо Вазари, станцам Рафаэля. Все эти творения изумительных мастеров им безразличны. Я далека от осуждения, просто констатирую грустный факт: многие люди сегодня ходят в музей именно так, таковы особенности сегодняшнего восприятия. А еще в спешке они часто не видят ни «Мону Лизу», ни Сикстинский потолок, а смотрят лишь на то, как они выглядят рядом с этими шедеврами на своих айфонах. Желание сделать подобное селфи стало, по-моему, мировым умопомешательством. Сама я никогда не любила фотографироваться на фоне произведений живописи. Если уж иметь фото того или иного полотна, то оно, по-моему, должно быть абсолютно чистым, то есть без посторонних лиц и предметов, чтобы я могла спокойно наслаждаться тем, что меня поразило, удивило, восхитило в картине.

— Подождите, а разве в Третьяковскую галерею не приходят ради того, что-бы посмотреть, например, «Утро в сосновом лесу» — картину, которая так знакома многим с детства из учебника и по конфетной этикетке, да и «Богатырей»?

Виктор Васнецов. «Богатыри», 1881—1898 годы
«Неудивительно, что человек нуждается в какой-то гуманитарной поддержке, подзарядке, которая позволяет ему держаться на плаву». Виктор Васнецов. «Богатыри», 1881—1898 годы
Фото: пресс-служба государственной Третьяковской галереи

— Знаете, скажу сразу: я против похода в Третьяковку как стремительной пробежки от мишек к богатырям, потом к персикам, а затем — вон из галереи. Хотя признаюсь, что для человека, пришедшего в музей, сам факт узнавания картинки, некогда виденной в учебнике, крайне важен. Слава богу, отечественный зритель в массе своей все-таки не такой поверхностный. Причем я говорю не только о моем поколении, и даже не о поколении моих дочерей, уже достаточно взрослых, но и о молодых людях. Мы все-таки воспитаны на другом понимании того, что такое музей и зачем ты приходишь в него. В России вообще есть традиция все красивое и необычное внимательно и долго разглядывать. Для этого в нашем языке имеется даже специальное слово — «любоваться», которого не сыскать в иностранных языках.

Что касается знаковых картин Третьяковской галереи, то для меня и многих моих коллег, для огромного количества русских художников это «Явление Христа народу» Александра Иванова. Ну а самые популярные картины мы всегда очень легко определяем. Находятся они, в частности, в зале Ивана Шишкина и в зале Виктора Васнецова. Это «Утро в сосновом лесу» и «Богатыри», о которых мы уже говорили, и многие другие полотна этих мастеров. Ни за что не догадаетесь, что свидетельствует в музее о популярности той или иной работы. Пол! Из-за постоянного скопления перед такими картинами огромного числа зрителей пол возле них нам приходится циклевать и приводить в порядок чаще обычного!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог