Зельфира Трегулова: «То, что отличает русский культурный код от всех остальных, — это свет и надежда»

«После полутора-двух часов, проведенных на выставке, в музее, тебе уже легче вернуться в рутинную,...
Серго Кухианидзе
|
01 Февраля 2023
Ватикан, выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича», 20 ноября 2018 года — 16 февраля 2019 года
«Мы привезли с собой представительную выставку живописи. Это был по-настоящему захватывающий проект». Ватикан, выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича», 20 ноября 2018 года — 16 февраля 2019 года
Фото: ALESSANDRO DI MEO/EPA/ТАСС

— А можно сказать так: посетил, допустим, иностранец Третьяковскую галерею — крупнейшее средоточие русского искусства в мире, и сразу понял загадочную русскую душу?

— Нет, конечно. Тут не так все прагматично. (Улыбается.) Но по большому счету культура, вне всякого сомнения, способствует лучшему пониманию другой страны, ее граждан. Ведь каждый из них, по сути, носитель своей культуры. То есть что такое Россия, что такое русские люди, безусловно, можно в немалой степени узнать, познакомившись с русской культурой, в частности с русской живописью, иконописью. После этого наступает иная — более доверительная — стадия взаимного общения.

— Да, у искусства великая сила. Причем из всех его видов, по-моему, именно изобразительное искусство обладает наиболее мощным воздействием. Вы согласны?

— Абсолютно!

— Как тут, например, вновь не вспомнить Достоевского, на которого картина Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу» произвела столь сильное впечатление, что писатель заявил, что у иного от изображенного на ней Христа «вера может пропасть»...

— Да, «Мертвый Христос в гробу» — потрясающая картина, написанная, к слову, глубоко верующим человеком. Эта история, рассказанная Достоевским, действительно еще раз подтверждает непостижимую, я бы сказала, надмирную силу воздействия на нас искусства вообще и изобразительного в частности. Именно благодаря этой силе наша потребность в искусстве никогда не исчезнет. Мы нуждаемся в нем. Я уверена, что душа человека просит искусства точно так же, как его тело просит хлеба.

Почему люди не просто приходят, а их по-настоящему тянет и в наш музей, и во многие другие музеи? Потому что там они находят прежде всего настоящее, подлинное искусство, которое не врет. Оно не пытается тебе что-то внушить, если только, конечно, это не искусство пропаганды. Здесь я сразу должна оговориться: не надо путать пропагандистское искусство с искусством заказным. В последнем нет ничего постыдного, зазорного. Все искусство до XIX столетия было заказным. По заказу герцога Флоренции и других вельмож писал Леонардо да Винчи, и Микеланджело, и Рафаэль работали по заказу папы римского, и не одного. От этого искусство этих титанов не перестает быть подлинным.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог