Юрий Веденеев. Баловень судьбы

Случай редкостный, если не уникальный: артист оперетты четверть века совмещает «легкий жанр» со...
Ирина Майорова
|
03 Сентября 2021
Мстислав Ростропович и Галина Вишневская
Ростропович очень любил красивых девушек, молодых артисток. Но главной женщиной в его жизни оставалась, безусловно, Галина Павловна. Ее он боготворил
Фото: Santi Visalli/Getty Images

— Вы упомянули Ростроповича, с которым в течение года репетировали «Летучую мышь». Мстислав Леопольдович был очень ярким человеком — наверняка у вас и воспоминания остались яркие...

— О да! Гениальный музыкант, дирижер и такой же рассказчик. А еще — уникальная личность, чуждая малейшего пафоса и фанаберии. Про себя говорил: «Я прораб, я сварщик! Километр труб на даче сам сварил. Там многое вот этими руками сделано. В начале лета поезжу по Волге с гастролями, денег поднакоплю — и на дачу, дальше строить».

По задумке Ростроповича, спектакль в Московском театре оперетты должен был стать событием мирового масштаба. Редактировать музыку третьего акта он попросил Дмитрия Шостаковича, на балу у графа Орловского должна была танцевать Майя Плисецкая. В оркестр Ростропович собрал лучших музыкантов, значительно расширив его состав — так, что даже пришлось увеличивать пространство оркестровой ямы. На репетициях твердил музыкантам: «Не смотрите на мои руки, они у меня некрасивые! Вы профессионалы, сами все знаете — дайте мне результат! Результат мне дайте!»

Роль Розалинды изначально предназначалась Вишневской, а для Генриха фон Айзенштайна были варианты. Вообще-то эта партия теноровая, но после прослушивания Ростропович сказал мне: «У вас прекрасный высокий баритон — считаю, для роли Айзенштайна он более выигрышен».

Помню, во время репетиции первого акта, когда Генрих фон Айзенштайн отправляется якобы в тюрьму, а на самом деле — на бал-маскарад, Мстислав Леопольдович объяснял оркестру и вокалистам, как должно звучать знаменитое «За что, за что, о боже мой!»: «В первом случае это должно быть пиано. Очень мягкое. Вот представьте — вы приходите с мороза, промерзнув до костей, раздеваетесь и опускаетесь задницей в горячую ванну: «А... а... а... за что... за что... о боже... мой...» На выдохе — понятно? А уж потом, во второй, третий раз — нарастает темп и звучит форте». Мне кажется, вот так просто объяснить сложное мог только гений.

Ростропович очень любил красивых девушек, молодых артисток. Когда мы с Варгузовой впервые были у него в гостях, хозяин сразу усадил Свету на глубокий диван: «Светочка, двигайтесь к спинке — так вам будет удобнее». Пользуясь тем, что с «диванчика» полутора метров шириной скоро не выберешься, говорил комплименты, гладил и целовал ручки.

Но главной женщиной в его жизни оставалась, безусловно, Галина Павловна. Ее он боготворил, любил и слушался беспрекословно. Припоминаю диалог, случившийся во время разбора партий. В репетиционный зал входит Вишневская — строгий взгляд на мужа:

— Слава, ты бульон ел?

— Галечка, дорогая, мы вот сейчас с ребятами...

— Я спрашиваю: ты бульон ел?

— Понимаешь, Галечка, я тут...

Тут уже роскошный голос Вишневской звучит во всю мощь:

— Я спрашиваю: бульон ел?!

— Сейчас, сейчас, дорогая, поем — и будем с ребятами дальше репетировать.

Конечно, я понимал, с какими мировыми величинами свела меня судьба — на первых репетициях, не скрою, коленки подрагивали. Галина Павловна, кроме прочего, была еще и гениальной драматической актрисой — работа над сценами в прозе, без вокала, не оставляла в этом сомнений. Жаль, этот ее дар редко использовался...

Второй после строительства дачи статьей расходов семьи Ростроповича — Вишневской было пополнение трех коллекций: дымковской игрушки, антикварных фарфоровых статуэток и фигурок виолончелистов. Из последней коллекции мне почему-то особенно запомнился «череп виолончелиста», выполненный в технике нэцке. Все это при отъезде за границу пришлось оставить в Москве.

Ростроповича и Вишневскую вынудили эмигрировать, попросту выдавили из страны: запретили концерты, лишили работы в Московской филармонии и Большом театре, возможности преподавать. Последней каплей стал запрет грамзаписи оперы «Тоска» с Вишневской в роли Флории.

Перед отъездом пара позвала на прощальный ужин Зураба Соткилаву и Маквалу Касрашвили, еще нескольких артистов Большого театра, из оперетты — меня, Свету Варгузову, Лилю Амарфий. Сидели на кухне с выложенной от пола до потолка черным кафелем стеной, на которой нарисованы два огромных красных рака, а под ними надпись «Пиво сраками». Говорю же, хулиган Мстислав Леопольдович был еще тот... Однако в прощальный вечер ему было не до хохм и анекдотов — он плакал, твердил, что не хочет уезжать. Потом я прочел в его воспоминаниях: «Именно Галине, ее духовной силе я обязан тем, что мы уехали из СССР тогда, когда во мне уже не оставалось сил для борьбы и я начал медленно угасать, близко подходя к трагической развязке. Если бы вы знали, как я плакал перед отъездом. Галя спала спокойно, а я каждую ночь вставал и шел на кухню. И плакал как ребенок, потому что мне не хотелось уезжать!»

Представляете, ему ведь даже не позволили взять с собой виолончель, с которой он объездил весь Союз и выступал на ведущих мировых сценах, поднимая престиж своей страны!

Премьера «Летучей мыши» прошла без Ростроповича, Вишневской и Плисецкой. Но в зале сидела вдова последнего отпрыска рода Штраусов, которая сказала после спектакля: «У вас шикарный оркестр. Даже Венский филармонический так не играет». Конечно, это была заслуга Ростроповича. И кстати, знаменитое «За что, за что, о боже мой!» мы с тех пор всегда пели — и в спектакле, и на концертах — со Светой Варгузовой так, как он научил.

— Похвала вдовы потомка Штрауса — это, конечно, впечатляет, но ведь вам довелось слышать лестные слова и от женщины, которой Имре Кальман посвятил одну из своих лучших оперетт — «Фиалку Монмартра», его вдовы.

— О да, это памятная встреча! По линии ЮНЕСКО от Дома актера была организована гастрольная поездка для нескольких народных артистов: Владимира Абрамовича Этуша, Владимира Алексеевича Андреева, Элины Авраамовны Быстрицкой... Ну и мы со Светой Варгузовой — как молодая творческая поросль.

Один из концертов проходил в знаменитом Русском доме в Вене. Большой зал был закрыт на ремонт — выступали в камерном, мест на пятьдесят. Акустика прекрасная, рояль шикарный — чего еще надо? Нам сказали, что на выступление русских артистов намерена приехать Вера Кальман, однако концерт начнется вовремя, даже если она опоздает. И вот мы со Светой поем дуэт «Помнишь ли ты?» из «Сильвы» и видим, как в зал входит маленькая сухонькая старушка в мини-платье, с густым слоем «штукатурки» на лице и садится в первый ряд. Аплодирует вместе со всеми, благосклонно улыбается.

После концерта подошла к нам, похвалила исполнение. На чистейшем русском языке — она ведь из Перми, эмигрировала с матерью после революции в Европу, где работала танцовщицей в заштатном кабаре, пока не встретила будущего мужа. Беседа велась в великосветском ключе: протокол, манеры — одним словом, шарман.

1 2 3 4 5 6 7
Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая