Юрий Веденеев. Баловень судьбы

Случай редкостный, если не уникальный: артист оперетты четверть века совмещает «легкий жанр» со...
Ирина Майорова
|
03 Сентября 2021
Татьяна Шмыга
Будто слышу голос Татьяны Шмыги: «Юрка, я задыхаюсь рядом с тобой! У тебя по две фразы на одном дыхании». Отвечал, смеясь: «Спорт, сударыня, великая вещь!»
Фото: Наталья Логинова/7 Дней

— Познакомились и подружились с Образцовой на съемках «Веселой вдовы»? Какой она осталась в вашей памяти?

— Елена Васильевна сыграла в моей жизни огромную роль. О существовании друг друга мы, безусловно, знали, но лично познакомились, когда я пришел пробоваться на графа Данило в фильм-оперетту «Веселая вдова». Прослушивание проходило в дирижерской комнате Большого театра, присутствовали Георгий Павлович, Елена Васильевна и ее муж — дирижер Альгис Жюрайтис. Первой высказалась Образцова, под которую в роли Ганны Главари, собственно, и делался фильм: «Слушайте, мне понравилось, шикарно звучит». Мужчины закивали: дескать, согласны, берем!

К тому моменту Света уже была утверждена на роль Валентины, Володя Богачев — Камила, собрана компания замечательных драматических актеров: Борис Иванов, Юрий Катин-Ярцев, Нелли Пшенная, Александр Леньков. Елена Васильевна мгновенно расположила к себе всех. От нее исходила сумасшедшая энергетика, иногда казалось, неземная — недаром Роман Виктюк говорил о ней: «Это космос!» Уникальная работоспособность, преданность музыке, высочайший профессионализм. Девять-десять часов в день (утром — на репетиции, в обед — на записи грампластинки, вечером — на спектакле или концерте) петь в полный голос! Я таких примеров больше не припомню.

Елена Васильевна знала себе цену. Одна ее фраза «Я в Италию учиться не поеду — я поеду туда петь!», сказанная еще в начале вокальной карьеры, чего стоит. Коллеги рвались на стажировку в Ла Скала, а она от именного приглашения отказалась. Дирижер Караян называл Образцову «великой русской тигрицей», точно охарактеризовав ее как личность, полную достоинства и достоинств.

Чем бы ни занималась, Елена Васильевна ставила себе самую высокую планку. Снимали финал «Веселой вдовы», где дамы-аристократки преподносят сюрприз мужьям и кавалерам: на сцене ресторана-варьете, обустроенного по образцу знаменитого Maxim’s, танцуют канкан. Увидев, что партнерши делают шпагат, Образцова заявила: «Я тоже так буду!» Уговаривали всей киногруппой: «Елена Васильевна, не надо! Вполне достаточно полушпагата!» Ну да, как же... Выкинув высоко ногу, она так сильно потянула внутреннюю часть бедра, что едва не потеряла сознание. Все бросились к ней, но услышали: «Ничего страшного. Никаких проблем». Однако Ансимов объявил перерыв — в гримерку Елена Васильевна удалилась легкой походкой и только там, закрыв за собой дверь, разрыдалась от боли. Никто не решался войти, предложить помощь — ведь Образцова ясно дала понять, что не хочет показывать другим свою слабость. Когда спустя полчаса в дверь робко постучалась ассистент режиссера, Образцова бодрым голосом ответила: «Да-да, минуточку! Уже иду». Вскоре появилась на площадке и отработала, не позволив гримасе боли отразиться на лице, даже когда объектив камеры был направлен на кого-то из партнеров.

Как-то она возвращается на съемки после двухдневных гастролей в Болгарии, и мы разом в ужасе ахаем: одна сторона лица распухла и по цвету напоминает спелый баклажан. Оказалось, по прилете в Софию у Елены Васильевны нестерпимо разболелась челюсть. Организаторы уговорили показаться врачам, те настояли на срочной операции, после чего расплывшийся на половину лица синий флюс стал неизбежен. А вечером — концерт. Ведущий выходит на сцену, вкратце рассказывает об испытаниях, которые выпали на долю певицы, и обращается к публике от ее имени:

Елена Образцова просит прощения за свою наружность и спрашивает, готовы ли вы ее слушать в таком виде?

Зал взревел:

— Готовы! — и устроил сумасшедшую овацию.

«Ко второму концерту заплывший глаз уже немного открылся, но все равно — морда была еще та! — рассказывала Образцова. — Сейчас я уже почти красавица, но, — продолжила, обращаясь к оператору: — Ты меня только с той, здоровой стороны снимай».

Во время гастролей в Нью-Йорке, где на сцене Метрополитен-оперы двадцать один раз (небывалый случай!) при полных аншлагах давали «Аиду», на одной из репетиций Образцова упала в открытый люк, сломав ногу и руку. «Стали думать, что делать, — вспоминала Елена Васильевна. — Отменять спектакли нельзя — все билеты проданы. Костюмеры сшили широкий хитон, под который пристраивали костыли. Так я, стоя на них, и пела».

А какой драматический талант был в ней заложен! Мы много раз выходили вместе в «Пиковой даме»: я пел в этой опере и Томского, и Елецкого, и каждый раз как завороженный смотрел на Образцову в сцене смерти старой графини — ее изящные кисти становились похожи на паучьи лапы. Она роняла руку с клюкой, дрожащие скрюченные пальцы разжимались — палка со стуком падала на сцену. Актерски это было сделано потрясающе!

«Пиковую даму» Елена Васильевна спела более тысячи раз, но перед каждым спектаклем переживала ужасно. Я выходил ее встречать, брал за руки, а они даже в летнюю жару от волнения были ледяными. Провожал до гримерки, надевал туфельки на ее изящные ножки...

Мы много вместе гастролировали, но одна поездка запомнилась особенно. В самом конце восьмидесятых в рамках проекта «Звезды балета и оперы Большого» нас пригласили в Сургут. Из вокалистов были Образцова, Маквала Касрашвили, Зураб Соткилава и я. На дальний перелет согласились, потому что сургутчане заплатили ну очень хорошие гонорары.

Из аэропорта нас доставили на окраину города и высадили возле четырехэтажного кирпичного здания, похожего на огромный сарай. Переглянулись: «И здесь нам предстоит поселиться? Черт-те что!» Входим и понимаем, что семизвездный отель отдыхает: посередине рецепции — фонтан из мрамора, по стенам — чучела редких зверей, наверх к номерам ведет широкая сверкающая позолотой лестница. Ну хоть фильмы про арабских шейхов снимай! Всем выделили по огромному люксу. Ходим с открытыми ртами, хотя каждый до этого пожил в лучших европейских и заокеанских отелях.

Вдруг прибегает Образцова, стучит во все двери: «Ребята, пойдемте ко мне в номер — посмотрите!» Думаем про себя: «Она-то чего удивляется, если на зарубежных гастролях останавливалась в покоях из разряда президентских и королевских?» Входим. Пять комнат в стиле Людовика, кругом — мрамор и золото, в коврах нога утопает чуть ли не по колено. Да, наши люксы на этом фоне смотрятся бедненько. «Это все г... — машет рукой Образцова, — вы вот сюда посмотрите!»

Открывает небольшую дверь в стене, за которой вниз идет лестница. Спускаемся вслед за хозяйкой, а там бассейн метров пятнадцать длиной, фитнес-зал, хаммам, финская и русская бани. И полный всяких яств и вин стол. Не успели вдоволь повосторгаться невиданной роскошью, зовут завтракать. Расселись, официантка спрашивает:

1 2 3 4 5 6 7
Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая