Зорикто Доржиев. Воины и принцессы

Недосказанность, по-моему, одна из самых ценных вещей в искусстве. Кто-то стремится достичь в своей...
Ирина Кравченко
|
02 февраля 2021
«Неудержимые»
Вылепил фигурки из пластилина, их отлили в бронзе, я раскрасил. Назвал серию «Неудержимые»
Фото: из архива З. Доржиева

Дети меня спрашивают:

— Мы кто — якуты или буряты?

— Не знаю, — отвечаю им.

Интересное смешение кровей, культур... По ощущениям я, пожалуй, космополит, хотя нигде кроме родного Улан-Удэ подолгу не жил. Но ведь и степную жизнь знаю скорее как турист: образ кочевника, который постоянно возникает в картинах, — просто возможность говорить на близком мне языке. Гораздо большее влияние, нежели бурятская, оказала на меня мировая культура. Я же отношу себя к традиционной художественной школе: пять лет училища, шесть — института, два года стажировки в Академии художеств в Петербурге.

Помню, покидая ее стены, выдохнул: ну все, теперь буду писать что хочу, оторвусь по полной. А оказалось: весь багаж, который накопил еще с детства, когда листал дома альбомы по искусству, никуда не деть.

— Отсюда возник в вашей картине «Портрет мужчины в красном тюрбане» Яна ван Эйка?

— Да, из тех родительских альбомов. Сколько видел репродукций с картин старых мастеров, а «Мужчина в красном тюрбане» запомнился особенно. Но проявился он неожиданно.

У меня был проект «Теория хаоса»: я приклеивал к холсту драпировки, точнее — просто бросал их на смазанную клеем поверхность. Ткань легла по-своему, краска полилась по-своему — значит, так нужно. Один из моих любимых художников, американец Джексон Поллок, который создавал картины на первый взгляд хаотичные, сказал: «У меня под контролем каждая капля краски». Я же в работе над «Теорией хаоса» отчасти снял с себя ответственность за то, что получится. Хотелось зафиксировать момент случайности, нерукотворности, чтобы я как художник не прикасался к каждому квадратному сантиметру холста — чтобы Вселенная привнесла в мою работу свои штрихи.

И вот когда работал с драпировками, причем яркими, прежде всего красными, в сознании всплыл образ из детства: мужчина в красном тюрбане. Стал рассматривать картину и почувствовал: ван Эйк — родной мне художник. Спустя время понял: раз во мне это так переживается и горит, надо это ощущение во что-то претворить. Родился диптих «Здесь был ван Эйк» (отсылка к надписи, сделанной нидерландским художником в другой работе — «Портрет четы Арнольфини». — Прим. ред.). Однако процесс создания оказался мучительным и долгим. Копирование изображения — одно дело, и совсем другое — самостоятельное произведение. Тюрбан был написан, лицо закончено, а картина не складывалась. Полгода бился.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая