Зорикто Доржиев. Воины и принцессы

Недосказанность, по-моему, одна из самых ценных вещей в искусстве. Кто-то стремится достичь в своей...
Ирина Кравченко
|
02 февраля 2021
«Легенды осени», 2019 год. Фото
«Легенды осени», 2019 год
Фото: из архива З. Доржиева
Зорикто Доржиев
Неосознанно, но я люблю отвернуть от зрителя или как-то закрыть лицо изображаемого человека, прячу его взгляд. Мой персонаж — ускользающий
Фото: из архива З. Доржиева

— Один на один со степью, с морем, лесом вы часто изображаете и взрослых, и детей. Люди у вас вообще явно ближе к природе, чем к себе подобным, они прислушиваются к ней и смотрят мимо нас, зрителей, или вообще повернуты к нам спиной. Почему мы не видим их лиц?

— Чаще неосознанно, но я действительно люблю отвернуть от зрителя или как-то закрыть лицо изображаемого человека, прячу его взгляд. Едва возникает контакт через глаза, мы начинаем думать о герое картины как о конкретном человеке и живопись превращается в литературу, а это мне неблизко. Лучше, когда есть загадка. Да, мой персонаж — ускользающий. Зрителю хочется взглянуть на его лицо. Мне и самому интересно это сделать.

Недосказанность, по-моему, одна из самых ценных вещей в искусстве. Кто-то стремится достичь в своей картине или графике совершенства, я — нет. Куратор, помогавший мне делать экспозицию в Венеции, сказал: «Только не говори европейцам, что ты не всегда знаешь, каков будет результат твоей работы. Не поймут». Да, в западной ментальности — поставить цель и идти к ней, а восточный художник не стремится контролировать каждую каплю краски, вспомните хоть живопись на шелке. Вот и я, начиная картину или графическую серию, хочу, например, сделать светлую, тонкую, зыбкую вещь, а потом изменится настроение, время года, погода за окном — и в работе поменяется все, от колорита до идеи. Если с иного моего холста снимать красочные слои, то в процессе обнаружится десяток картин одна под другой.

— В ваших картинах наряду с непреходящими сюжетами и мотивами немало примет нынешней жизни: мобильных телефонов, наушников, детских игрушек. У вас здорово получается о вечном говорить современным языком.

— Я очень люблю стрит-арт, который дает ощущение свежести и новизны, немузейности, в некоторых моих работах видно его влияние. Еще занимаюсь микроанимацией — делаю небольшие, секунд на тридцать-сорок, ролики и показываю их в специальных залах на своих выставках. Человек рассматривает картины, зашел в зал, там один за другим идут эти ролики, посмотрел — и опять к картинам. Живое общение с искусством.

Мир подвижен, в нем все перетекает друг в друга невообразимыми потоками. И мои воины и принцессы — вечное противостояние двух жизненных начал, сама жизнь, бесконечная, как небо над степью.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая