Зорикто Доржиев. Воины и принцессы

Недосказанность, по-моему, одна из самых ценных вещей в искусстве. Кто-то стремится достичь в своей...
Ирина Кравченко
|
02 февраля 2021
Зорикто Доржиев. Фото
Зорикто Доржиев
Фото: из архива З. Доржиева
«Lady Energy»
В Брюсселе в 2019 году проходила «Ne Москва». Европейские кураторы, объездив Россию, отобрали несколько проектов для этой выставки. Туда попала и моя работа «Lady Energy» — образ степной принцессы в виде опоры высоковольтной линии
Фото: из архива З. Доржиева

— Вы удивительно подбираете своим героям и героиням наряды, чувствуете ткань, силуэт. Где научились их одевать?

— Не знаю. Отец больше двадцати лет служил главным художником Бурятского театра драмы в Улан-Удэ, я постоянно ходил на премьеры. Может, любовь к костюму у меня оттуда?

Моя первая большая выставка в московском Музее Востока, называвшаяся по одной из картин «Степная история», сопровождалась своего рода спектаклем. Продюсер и галерист Константин Ханхалаев, с которым сотрудничаю уже пятнадцать лет, посоветовал устроить что-то вроде сценического действа. Тогда меня осенило: костюмы! Начал рисовать, получилось семь живописных «Наложниц», и по этим картинам сделали наряды. Шили их в Улан-Удэ, я участвовал в процессе — помогал подбирать ткани, обсуждал детали с модельером.

Кстати, готовясь к очередной выставке, мы с Константином заметили, что у меня прямо-таки засилье женских образов. Главный мужской персонаж — господин, или нойон, женский — госпожа, хатан. Хатан появляется в моих картинах гораздо чаще, но в мировой живописи нередко именно через изображение женщины художник изъясняется наиболее выразительно. Да и просто по-мужски я восхищаюсь женской красотой.

— Как вы стали работать с Сергеем Бодровым-старшим на его картине «Монгол»?

— Тогда я только закончил преподавать в институте, вернулся из Красноярска в родной город и устроил там свою первую небольшую выставку. На нее пришли Константин Ханхалаев с Даши Намдаковым — известным бурятским скульптором, живописцем, графиком. Даши работал с Бодровым и искал помощника. Я приехал в Москву, поселился у него в мастерской.

Даши с Константином куда-то уехали, никаких точных указаний мне не оставили, и я рисовал — днями, вечерами, ночами — что хотел. Сделал все костюмы для взрослых, думаю — дай-ка примусь за детские. Потом: а нарисую-ка я все доспехи и оружие! Затем — конскую упряжь, посуду... Вернувшись, Даши и Константин удивились: «Ничего себе, сколько сделал!» Показали Бодрову, он одобрил. На «Монголе» я был ассистентом, имя не вошло в титры, но свои вещи на экране узнавал.

Потом была работа с Гариком Сукачевым на «Доме солнца» — я сделал несколько эскизов для хиппи, и с Алексеем Федорченко, который снимал фильм «Небесные жены луговых мари».

Федорченко появился в моей жизни, когда в ней случилось какое-то безвременье: новых идей не было, я просто занимался своими рисунками и картинами. Культура, возникавшая у Федорченко, оказалась мне незнакома, но в ней была некоторая восточность, а главное — фильм рассказывал о разных женских судьбах, и я понял: это мое. «Небесные жены...» получили награду на кинофестивале, но я на вручении не был: началась бурная выставочная деятельность. Где-то в 2007 году впервые поехал за границу — и сразу в Нью-Йорк на «Арт-экспо».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая