Василий Ливанов: «Вмиг как рукой сняло все мои страдания!»

Никогда не сидел у телефона, не ждал, когда он зазвонит и меня пригласят на киностудию. При этом...
Алла Занимонец
|
01 Ноября 2021
Василий Ливанов и Виталий Соломин
Когда Виташа появился на пробах, я понял: все, Ватсон найден! Что еще понял — всеми силами нам с Соломиным следует подружиться
Фото: Владимир Завьялов/ТАСС

— Третий и весь четвертый курс мы постоянно участвовали в постановках театра — в массовых сценах, в эпизодах. Женя Симонов (Евгений Рубенович Симонов, с 1969 по 1987 год — главный режиссер Московского драматического театра имени Е. Вахтангова. — Прим. ред.) ставил у нас один из дипломных спектаклей. Пока мы в театре крутились, образовались какие-то дружеские отношения. В то время Жениной женой была актриса Рита Лифанова. Они жили недалеко от театра, и после спектаклей мы небольшой компанией частенько отправлялись к ним домой на застолье.

Однажды все ушли вперед, а Ритка на мне повисла. Я удивился: с чего вдруг? И тут она говорит: «Вася, уходи из театра. Женька не даст тебе ничего делать. Он влюблен в Лерку Разинкову с вашего курса, а у тебя с ней роман... Конечно, будет обещать много работы, но это вранье».

А ведь я еще будучи студентом уже ставил как режиссер. Спектакль «Три толстяка» по моей инсценировке даже однажды показали на сцене Вахтанговского! И конечно, я рассчитывал продолжать начатое.

Не сказать, что Ритке не поверил. Задумался... Попал с аппендицитом в больницу, пока там лежал, все для себя решил. Закончилось тем, что Ритка ушла от Жени к драматургу Арбузову, Женя женился на Разинковой, а я покинул театр. Конечно, мне не нравилось все то, что я делал в Вахтанговском. Долго гримируешься, чтобы сыграть четвертого лакея. Работаешь над образом, походку придумываешь, жесты выверяешь, а трое других лакеев говорят: «Одеяло на себя тянешь!» Такая атмосфера не по мне. Отец, когда болел и уже умирал, велел повесить перед кроватью огромный портрет Станиславского. Так его чтил... Я же не разделял восторга по поводу театра в принципе.

У меня есть рассказ на эту тему «Рюмка коньяку». Там как раз описано все то, что со мной происходило в театре.

— В общем, все хорошо закончилось — и для вас, и для Арбузова, и для Симонова и девушки...

— Наверное, да. Хотя насчет Леры не уверен. Она родила Жене дочь, но когда однажды заехал к ним в гости и Лера пошла меня провожать, увидел нерадостную картину. Она села ко мне в машину, ей явно хотелось пообщаться. Не жаловалась, но я заметил, что ей не по себе в доме Симонова.

— Василий Борисович, творческая судьба, сделав неожиданный зигзаг, привела вас в мультипликацию. «Ливановским» голосом говорят сотни наших любимых героев. Как так получилось?

— Я оканчивал Высшие режиссерские курсы, мастерскую Михаила Ромма. Однажды он спросил:

— Вася, что делаешь на диплом?

— Не решил еще. Пока вот закончил мультфильм по своей сказке «Самый, самый, самый...», которую написал для дочери.

— Покажи! —Я стал отнекиваться: да зачем, это же не кино. — Сделать хороший мультфильм порой труднее полнометражного художественного!

Я привез «Самого...» на комиссию и получил диплом с отличием. Ну и все, с 1966 года стал работать на «Союзмультфильме» режиссером-постановщиком и сценаристом. Подружился там со многими прекрасными людьми, в том числе с Борей Степанцевым — очень симпатичным человеком. Как-то случайно встретились в коридоре, смотрю — мрачный, озабоченный.

— Что случилось?

— Да замучился искать актера на Карлсона. И Яншин приходил, и Грибов, и другие большие артисты. Все не то... Не совпадает голос с изображением, я в ужасе!

— Покажи мне Карлсона, — прошу.

Раньше ведь как работали в мультипликации? Придумывалась внешность героя, подбирался голос, а уже потом, после озвучания, двигали персонаж. Я посмотрел и понял: да это же Рошаль! Григорий Львович! И просто повторил точь-в-точь его голос. Опыт имелся, я не раз разыгрывал коллег, когда на съемках становился к микрофону и командовал массовкой голосом Рошаля, актеры умирали со смеху. И все — пошел записался. Боря Степанцев был в восторге.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая