Юрий Батурин: «Уже не знал, на что надеяться...»

Я просил у Господа сына. Молился по-своему, как умел: «Понимаю, ты и так был слишком милостив и...
Беседовала Елена Ланкина
|
01 Ноября 2019
Ира
На третьем свидании сделал Ире предложение. Самое удивительное, что она его приняла
Фото: из архива Ю. Батурина

Для меня Захаров был полубогом, и когда он, как в сказке, возник в коридоре, я подумал: такой шанс нельзя упустить — подойду и спрошу, можно ли поступить к нему на курс. Мэтр куда-то двинулся, я — следом. Спустился по лестнице — я туда же. Завернули в мужской туалет. Захаров занялся делом. Я встал рядом.

От волнения всего трясло, голос пропал. Наконец кое-как выдавил: «Марк Анатольевич, хочу у вас учиться!» Надо сказать, Захаров человек очень сдержанный, его трудно удивить, но тут бровки у него подпрыгнули. Покосился на дерзкого парня, видимо оценивая фактуру, и бросил: «Ну пойдем...» Двинулись обратно тем же путем. Зашли в аудиторию. Там актерско-режиссерский курс Марка Анатольевича готовился к окончанию учебного года, второго по счету. Ребята показывали мастеру отрывки.

Он спросил:

— Как вас зовут?

— Юрий, как Гагарин.

— Ну хорошо, Юрий, как Гагарин. Идите на сцену. Покажите, что умеете.

И я показал — прочитал монолог Пилигрима из пьесы Макса Фриша «Санта Крус», своего дипломного спектакля в Днепропетровском училище. Эту роль играл много раз с большим успехом, но в тот день превзошел себя. Когда закончил, в зале еще долго царила тишина. Ее нарушил голос Захарова:

— Замечательно, а теперь что-нибудь еще. Что вы нам прочтете?

С перепуга выпалил первое, что пришло в голову:

— Константин Симонов, «Родина»! «Касаясь трех великих океанов, она лежит, раскинув города...» — когда-то именно с этим стихотворением я выиграл детский республиканский конкурс чтецов. Вот оно и вспомнилось.

— Все, все! Достаточно! — поморщившись, прервал Марк Анатольевич. — Спасибо. Посидите.

Я сел в самом дальнем углу в полной уверенности, что потерпел фиаско. Монолог отработал хорошо, а с Симоновым вышла неувязочка. Ждать пришлось долго. Наконец Захаров решил отпустить студентов: «Время уже позднее. Пора расходиться». Ребята потянулись к выходу.

— Марк Анатольевич, а что мне-то скажете? — осмелился я подать голос.

— Жду вас на своем курсе первого сентября.

Это было чудо. Попасть к Захарову, да еще сразу на третий курс! Правда, при оформлении выяснилось, что в РАТИ как гражданин Украины я должен платить за обучение. Но Марк Анатольевич заявил: «У меня все учатся бесплатно. Батурин не станет исключением».

Некоторых студентов он брал к себе в «Ленком» — на практику. Нас, таких счастливчиков, на курсе было человек шесть. Мы бегали в массовке, танцевали. Постепенно меня стали вводить в спектакли на небольшие роли. А к концу обучения в РАТИ я уже репетировал Трубадура в «Бременских музыкантах».

Марк Анатольевич в темноте кулис часто путал меня с Александром Лазаревым, его называл Юрой, меня Сашей. В «Женитьбе Фигаро» Лазарев играл графа Альмавиву, а я — гвардейца и повстанца. Мы одного роста и одной фактуры — оба высокие, поджарые, носили длинные волосы. Однажды я решил подстричься, чтобы избежать путаницы. Прихожу в театр — а Сашка тоже укоротил волосы!

Студенческие годы пролетели быстро. В 1996-м я окончил РАТИ и был уверен, что возьмут в «Ленком», но услышал: «Театру вы не нужны...»

— От Захарова?

— Нет. В то время Марк Анатольевич находился в Германии, у него были серьезные проблемы со здоровьем, и многие решения дирекция принимала без него.

Потом радовался, что все случилось именно так. Кто знает, как сложилась бы судьба, попади я в «Ленком». Но тогда страшно переживал. Мечта рухнула, и я решил все бросить. Оборвал связи с однокашниками и коллегами, даже диплом не забрал из РАТИ — сделал это гораздо позже. Все равно бармену он не требовался.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая